Въезд в дигорское ущелье


В Урухском каньоне когда-то проходила высеченная в скале узкая тропа. Теперь дорога проходит по тоннелю, а старая зависает над кипящим в бездне Урухом. Нужно обязательно пройтись по этому участку древней дороги, чтобы почувствовать всю мощь человеческого желания построить путь в скалах, имея на руках ломы, кирки и лопаты. Внимательный взгляд может рассмотреть на скале следы этих допотопных орудий. И рядом пробитый современной техникой тоннель. Почувствуйте разницу.

Сегодня старая дорога укреплена и огорожена парапетом. Раньше на ней трудно было разъехаться двум арбам, а свалиться в головокружительную пропасть было и того проще. Подобные скалы на дорогах в ущельях называют в народе «Пронеси, Господи!», и минуют их, перекрестясь.

Проезжающие же по тоннелю местные отдают дань уважения и поклонения осетинскому божеству Уастырджи (он же Святой Георгий) – защитнику путников, воинов и мужчин, в придорожном святилище. А при въезде в ущелье – его скульптура.

Герой нартского эпоса Уастырджи после прихода христианства заменился именем святого Георгия. Они как бы слились в один образ богатыря-защитника. По всей Осетии множество скульптур святого Георгия, но в Дигорском ущелье она особенная. Георгий Победоносец без меча и привычного змия. Он будто благославляет людей на праведные поступки, вытянув руку над серпантином шоссе.
Сам автор говорит о своём творении: «Его оружие – это слово, вовремя сказанное, когда народ путается – его можно поправить не силой оружия, а словом».

Недалеко от каменного святого Георгия рядом с дорогой святилище Уастырджи, о чём сообщает изображение святого на мраморной плите у входа. Но святилище здесь появилось давно в отличие от скульптуры. Уастырджи, покровитель воинов и путников, — исключительно мужской святой. Женщин в эти святилища не пускают, о чём предупреждает информационная табличка на входе в дзуар. Это для гостей ущелья, которые могут быть не в курсе верований осетин.

Машины останавливаются у святилища. Мужчины выходят, опускают пожертвования в виде небольшого денежного подношения в щель специального сборника и входят в помещение святилища. Осетины суеверно опасаются чётных чисел, поэтому они опускают три-пять-семь или любое другое нечётное количество рублей.

Есть и места моления рядом. Там проводятся ритуалы — молитвенные пиры кувды. Это не просто трапеза. Это жертвоприношение, которое состоит из: мяса, ритуального пива и трёх пирогов, символизирующих триединство неба, солнца и земли. Верхний пирог обязательно должен быть с сыром (олибах).

«Уастырджи, дай нам своей благодати», — произносит слова древней молитвы хистар (старший стола), и все мужчины, сидящие за праздничным столом, встают. За Бога не пристало пить сидя. Мобильные телефоны в этот момент отключены, чтобы они не отвлекали от застолья. И со слов «Уастырджи, дай нам своей благодати» теперь начинается не только ритуальная застольная молитва, но и государственный гимн республики.

Самый известный кувд — Джиоргуыба – празднество, посвящённое Святому Георгию. Джиоргуыба представляет собой смесь древнего и современного, языческого и христианского. Осетины, как и их соседи — грузины, отмечают не день смерти почитаемого святого, а день его колесования. Слившиеся воедино христианские и языческие корни этого праздника выражаются и в его полном соответствии времени года — в конце ноября урожай уже убран и можно позволить себе воспользоваться его плодами. Характерен и соответствующий ритуал этого осетинского застолья, испытанный веками: первый тост- молитва к Богу Богов, второй — обращение к Святому Георгию.