В переводе с осетинского — надмогильный камень, памятник. Однако само понятие, скрытое под словом цырт, намного шире. Для интересующихся интересно будет прочитать >Валерия Цагаева.
Классический осетинский цырт — прямоугольная плита, в рост человека, поставленная вертикально и сориентированная по сторонам света. На лицевой части плиты высечен орнамент, отражающий образ усопшего. Прямым предком осетинских цыртов можно назвать скифские надгробия. Они бывали как антропоморфные, так и орнаментальные. Из скифской культуры они перекочевали в аланскую, а затем и в осетинскую.
Первоначально цырты ставились лишь на мужских погребениях, гораздо позже начали появляться женские цырты. Поскольку орнамент на цыртах есть символический образ усопшего, то он разнился у мужских и женских надгробий.
В навершии цырта — солярный символ, который заменяет стилизованной фигуре лицо, дальше идет «шея», потом абрис плеч и вертикальные полосы газырей (у женских – застёжки платья), а дальше часть «посвящения». Такое построение композиции абсолютно типично для цыртов вплоть до конца 19 века. Орнамент разделён на три зоны.
Лик — Солнце знаменует собой не только символическое изображение лица усопшего, но скорее «верхний мир». Солярная символика встречается не только на цыртах, но подчас и на склепах в виде изображения заходящего за горизонт солнца.
Солнечный лик опирается на орнаментальное изображение мирового дерева, как бы вырастающего из собственно стилизованной человеческой фигуры. Нижняя часть — посвящение покойному и изображение вещей, которые ему понадобятся в загробном мире.
На поздних цыртах можно увидеть еще надписи, это было первое отступление от традиции. Разделение сохранялось, повторюсь, вплоть до 19 века.
К началу 20 века надгробия вытеснили традиционные цырты, и вошло в моду ставить памятники абсолютно европейского вида.
Много фотографий и описаний можно найти в жж Alina Akoeff