Национальный парк Паанаярви затерялся у самой границы с Финляндией, в Северной Карелии. Окрестности озера Паанаярви — «Финская Швейцария», входили до Великой Отечественной в округ Куусамо, это была финская территория. И довольно плотно заселённая для этой лесной страны. Место уникальное по ландшафту и интересное с точки зрения истории.
Визит-центр национального парка находится в двух часах езды от станции Лоухи. Строили его финны. И похож он на подобное место в Финляндии как две капли воды. В визит-центре необходимо оформить документы на посещение национального парка и у пограничников (благо это делается в одном месте). Внутри визит-центра — прекрасный музей. Пока ожидаются документы, можно его осмотреть.
До самого национального парка еще 4-5 часов тряской дороги…
Многие хутора на берегу Паанаярви давно разрушены временем, но при большой помощи Финляндии они восстанавливаются. В первый же вечер мы прогулялись до хутора Арола. Внутри большого дома — музей. Н икаких смотрителей нет, дом открыт, можно зайти и посмотреть. Посидеть в кресле-качалке, потрогать руками финскую печь, посмотреть старые фотографии на стенах…
До этой поездки погоды в Карелии стояли ну очень жаркие. Но именно на наши несколько дней тут пришелся циклон. Этот вечер — единственный солнечный за все 5 дней.
Стоянки в национальном парке строили вместе с финскими соратниками. Поэтому чаще — это классические «лааву». Навес, стол, очаг, дровник с дровами (принципиально НЕ сухими, условными такими дровами — мы ветки сосновые по лесу собирали).
Но есть и редкая вещь — почти на каждой есть баня. Ее можно топить. И в нашу дождливую погоду она прямо скрасила нашу жизнь.
Озеро Паанаярви имеет тектоническое происхождение, глубина его больше 100 метров. В конце последнего ледникового периода озеро представляло собой узкий длинный залив Белого моря. С тех пор в озере сохранились реликтовые виды рыб.
Киваккакоски – самый крупный нерегулируемый порог Карелии. Над ним стоит крупный туман. Жаль день бы дождливый – могли бы увидеть радугу.
Озеро Паанаярви питают 6 рек, а вытекает только одна — Олонга.
До образования национального парка по ней можно было сплавиться на катамаране, с обносом этого водопада.
Собственно, о существовании этого национального парка мне стало известно только когда я искала прошлой зимой новую реку для сплава, впадающую в Пяозеро.
Как ни было обидно, но на восхождении на Кивакку, которое я предвкушала полгода чтобы увидеть всю Карелию на 50 км во все стороны, висели низкие облака.
Рядом с вершиной горы — старое саамское святилище с большим сейдом.
Уже на спуске с горы ветер порвал облака и мы все-таки увидели немного красоты…
В последний день мы на большой моторке гоняли в дальний конец Паанаярви.
Северный скалисты берег Паанаярви, в нескольких километрах от Рускеакаллио, прорезает река Мянтюйоки. На которой красивый водопад одного имени с рекой.
Красота водопада вдохновила одного из самых известных финских художников — Аксели Галлен-Каллела, создать серию картин в конце 19 века, когда он жил на хуторе Арола, неподалеку.
Больше фотографий, с комментариями, смотрите в Фотоальбоме похода