Ингушетия. Июнь 2024

Горная Ингушетия. Кислотные цвета альпийских лугов с жёлтыми зарослями рододендронов, башни и удивительные люди, хранящие историю своей земли и своего народа.

Путевые заметки…
Обещали нам два дня дождей, поэтому встали рано и ушли гулять по башенным комплексам, пока не началось…
А оно так и не началось. Даже вечером. Только облака протекали через палатки.
Тогда мы пошли на закате наверх, посмотреть как солнце меняет всю долину и высвечивает открывшиеся вдруг вершины.
Гора Цей-Лоам над альплагерем Кязи:

День полон неожиданностей
Вышли пораньше. У погранзаставы встретили пограничника и у нас проверили паспорта. Впервые за три года хождения в здешних краях.
Башенный комплекс Тумаг активно восстанавливают, везде стройка. У склепов много черепов и костей — вытащены наружу и ждут захоронения.
Зашли святилище Тумги-ерды.

Обратно пошли другой дорогой, по сосновому лесу. И на нас сработали датчики движения, поставленные пограничниками.
Нагнал нас все тот же пограничник, проверивший наши паспорта пару часов назад. Рассказал, что на коров эти датчики не реагируют, переснял все документы и сделал несколько снимков «проверки документов» с нами. Старались не кокетничать, но это было трудно.
Проводил до кафе, заказал нам лепёшек. Второй день обедаем не дома. Сегодня было аутентичнее и вкуснее, чем на перевале.

Узнали у местных ингушек все о нашем проводнике, о религиозности ингушей и восстановлении башенных комплексов. Попали в грозу.
Приехал хозяин нашего альплагеря. Надеемся, что, наконец, починят душ.

Идём в Тумги:

Вид из туалета на Главный Кавказский хребет и Казбек (его белая шапка поднимается из-за хребта впереди):

Утром наша гора открылась целиком. Засидевшийся народ ушел на вершину. А за нами приехал зам директора заповедника Эрзи, прекрасный Рашид, и повез в Таргимскую котловину показывать дальние красоты. Двум Ленам достались вип места в багажнике уазика.
Были в Ние, в Пялинге и в Вовнушках.
А Марина сегодня весь день рассматривала этот мир через огромные оккуляры бинокля Рашида:

Пока мы гуляли, в лагере хозяйничала гроза.
Вечером, совершенно случайно, попали на гитарный концерт по случаю дня рождения прекрасной девушки Ани. Засиделась за полночь под целой Вселенной звёзд.

В 5 утра солнце нагрело палатку, пришлось срочно снять флиску, пуховый спальник и штаны одним движением. Птичий гомон сегодня разбудить не смог, но он есть. Пора вставать — после обеда по расписанию гроза , поэтому выходим чем раньше — тем лучше.

Оба бойлера стоят разобранные. Воды в душе нет. Есть огромный чайник. Сегодня научимся его греть. Или нам починят душ…

Наш путь сегодня в сторону Таргимской котловины. С запросом купить домашние куриные яички на обратном пути. Навигатор доставать было лень и я бодро увела всех по хорошей удобной дороге, немножко в другую сторону. Но, как потом выяснилось, получилось очень удачно: дорога красивая, виды обалденные, увидели много башен.

В Гадаборше башни тёмно-коричневый. Нигде таких нет. Тут добывали железо и делали оружие. Видимо, в камнях примеси его оксидов.

Дошли до родовых башен нашего Рашида — он их нам вчера из машины показал. Кстати, он носит фамилию своего предка — заложившего башенный комплекс. Про предка мы в книге про Ингушетию сегодня прочитали.

Обратно я выбрала не ту дорогу. Вернее, коровью дорогу. Она привела нас к огромному стаду на водопое. Бык смотрел недобро. Пошли по азимуту вверх, до нужной дороги. Думала, меня проклянут. Но девчонки великодушны.

К 14 часам, как обычно, пришла гроза. За яйцами не пошли. Отправились домой. Еле успели до основного шквала. Палатки клало на землю, но ничего, выстояли они. А вот вход на кухню пришлось укреплять огромными бульниками.

Соседи наши из Екатеринбурга уехали. Больше концертов не будет.
Бойлер починили.
Ужин опять не доели. Но уже планируем покупку яиц завтра.
На ночь читали ингушские сказки. Особенно хороша про стервозную жену и дракона.

Пол луны на небе. Долина залита ярким светом, вовсе не серебряным, как написано в литературе. Скорее теплым. И видны все звёзды, известные и неизвестные. Трели лягуха наполняют картину земным смыслом .
Утром поехали в Эгикал. Вчера имела неосторожность в телефонном разговоре с водителем сказать про себя, что я — гид. А дяденька Тимур оказался не прост. Бывший криминалист, исходивший весь Джейрахский район, любит эту землю, собирает истории стариков. Сегодня он за дело чести принял возможность меня экзаменовать и троллить:
— Гид, а гид, смотри — видишь камень? Что расскажешь про него?
— Из камня менгир растет! Вот это да. Расскажите?! — подыгрываю, как могу.
И Тимур не скрывал удовольствия )
— А на что камень похож? — менгир торчал из большого валуна, разделенного по средине трещиной.
— Ооо?!!..
— Это он и есть. Камень плодородия. Если женщина не могла забеременеть, приходила к камню до солнцестояния, приносила ему жертву, что сама приготовила, и терлась животом о камень. А потом, не без вмешательства других сил, у нее рождался ребенок.

Рассказал что знак на боевых башнях, который мы принимали за голгофицу, вовсе не голгофица. А древний символ равновесия — смысл ингушской культуры: всегда думать о последствиях своих действий (в альплагере неплохой интернет, так что пошли вечером читать про эту версию — нашли работы, подтверждающие её).

Эздел (Эза дий)- взвешивая делай —  знак весов на боевых башнях, который похож на крест и знак Голгофы.

На обратном пути купили куриные яйца. И сливки. Сварили вкусный борщ. Ходили провожать закат.
Душ сегодня горяч, как в лучшие свои времена…

Жаль, что закончилось путешествие, мы уже вошли во вкус и почти ассимилировались тут )

Фотоальбом похода

Фотографии Наташи, Лены Шебордаевой, Лены Пряник и Светы