Приполярный Урал. Восхождение на Манарагу. Август 2021

«Самое главное — отпихнуть ногой берег», — говорит наш старший механик. И он прав — стоит судну оторваться от причала, и все земные заботы, еще совсем недавно казавшиеся самыми главными, растворяются за кормой вместе с исчезающей в тумане полоской суши. Начинается новая жизнь»… «След в океане» А. Городницкий

Мы очень любим Север, и он любит нас. Мало того, что нам дали погодное «окно» для Манараги, так еще подарили солнечный день без мошки и гнуса — такого просто не бывает. Как обычно летом на Приполярном показали чуть позже, когда мы топали под Народу, сидели под ней и ждали «окошка», топали по колено в болотной жиже и отполаскивали ее с себя, не снимая одежды, ибо сие было бессмысленно.

Конец июля. Перед сплавом по Кожиму, мы решили прогуляться со студентами по Приполярному. Станция Инта, нас ждёт здоровенная вахтовка, ехать нам часов пять до базы нацпарка, на которой можно оставить сплавное снаряжение. Осмотрев нас свысока, местный служитель культа нацпарка сказал, что воды в реке нет — все портят суда и эвакуируются, а прямо сейчас нас ждёт наверху снег. Типа, хана вам, москали понаехавшие. Мы были благодарные за возможность оставить шмотки и очень вежливые. Через два часа нас выгрузили на геологической базе Желанная. Дул ледяной ветер. Снега пока не было…

Ну что ж, воды в реке мало, зато болота в верховьях Балбанью почти сухие! На Народе действительно виднелся снег. Останавливаться на ночь последи тундры не хотелось, поэтому мы топали и топали, пока не притопали на стоянку у реки с кострищем. Рядом встал наш «сосед», приехавший на одной с нами вахтовке. У Маши был день рождения, который мы отмечали на северном ветру, зато у большого костра из тонких кустиков, с вкусным сыром и с «видом на Эльбрус».

Утро встретило теплым солнцем. И зеленой Василисой, которой на свежем приполярном воздухе стало очень нехорошо еще ночью. Сосед стоит в шляпе с накомарником, тщательно упакованный и смотрит вдаль. Наши мужики рядом купаются и загорают «топлес». Мошки нет.

Василису исцелили и пошли. Народ топает навстречу, он в основном с Урала: Воркута, Челябинск, Сыктывкар…
Прошли в этот день два перевала, выйдя на реку Манарагу. Интересно, что перевалы всегда имели другие названия в технических описаниях маршрутов Приполярного. Видимо, руководство нацпарка об этом ничего не знало и дало свои названия всем перевалам, что не нанесены на глобус. Только перевал Кар-Кар сохранил имя. По этому поводу путаница возникает.
К реке выходим ближе к сумеркам, без ног. Нашли отличную стоянку на впадении ручья, и даже успели искупаться в этом самом ледяном ручье. Виды волшебные. До места, откуда мы планировали восхождение на Манарагу, оставалось около 10 км вниз по тропе вдоль реки.

Утром горы дышали облаками. Было красиво. А вот я дышала с трудом: наверное, надо осторожнее плескаться в ледяной воде. Но если верить мировому ужасу и пропавшему на обратной дороге нюху, дело было не в омовении. Пришёл обещанный дождь, но успели собрать палатки сухими.
10 км вдоль реки Манарага до тропы к вершине топали часов пять: отроги, болота, тропа то поднимается вверх, то круто сбегает вниз. По дороге есть озера, наши купались. Дорогу помню не отчетливо, поднялась температура. В конце полил дождь, температура упала, стоянку мы выбрали уютную, в нужном месте.

Утром вышло солнце. Маша готовит завтрак. Слышу, но встать нет сил. Надо топать со всеми — разрешишь себе болеть, так и не встанешь потом. Так что после завтрака наладили рации для связи с лагерем и пошли наверх. У палатки Арины застали её за активной фотоохотой на красавца-оленя. Охоту Арине мы испортили: олень явно нас боялся и шарахался в густых кустах невдалеке, не давая прицелиться из фоторужья. Но какие были у него рога! Ветвистые, огромные, явно не молод, в самом расцвете сил. Почему он тут один? Кто ж его знает. Мы решили, что это нам на удачу и пошли.

Наверх шли по плану: на перевал, от туда по гребню на правый зуб. Пошли двумя группами, даже тремя. Вверху синхронизировались и пошли вместе. Веревку с собой брали и репшнуры — для перил, на всякий случай. Но перила там были «местные», камни сухие, обошлись тем что висело. За вершину зацепилось облако, пока мы поднимались. На вершине, как водится, бюстик Ленина.

Надо сказать, что подняться на Манарагу нынче очень модно. Даже популярнее чем на Народу. Прямо паломничество как на Эльбрус. Идут «покорить вершину» — одна парочка так гордо о себе заявила.
Но много и нормальных туристов, идут пешком на Кось-ю, без вертолётной заброски. Встретили группу а-ля «Метелица» — трёх прекрасных женщин в возрасте, с рюкзаками хэнд мэйд 90-е годы.

Ну а у нас после удачного трудового дня выдалась днёвка. Все развалились тюленями на пляжу с книжками и выравнивали загар на филее. Кроме Илюхи — Илюха сделал наоборот: надел плавки и сжёг себе половину филейной части.
Идею прогуляться до Кось-ю даже не похоронили, а проигнорировали. Маша пыталась поднять всех, но подняла только меня — мне стало стыдно за Отечество и мы пошли вниз по тропе. Виды были потрясные. Но я после лечения трудовым потом модного в этом сезоне вируса, была очень слаба и мы не дошли до реки Кось-ю. Зато сделали круг, нашли золотой корень и заблудились в болоте. Выбрались, конечно. 500 метров по кустам, ручьям, топям и весям шли не меньше часа в тапочках. И что нам с книжкой не лежалось?
Это был последний солнечный день нашего похода.

Хотя на следующий день мы еще купались в озерах. Теперь наш путь был в обратную сторону: вверх по Манараге, забрать заброску газа, пройти перевал Кар-Кар, встать на Бублике и сбегать на Народу.
Озёр было два на пути. На первом мы купались и ели ягоды. На втором мы остановились, хотя можно было еще идти и идти наверх,- но больно место красивое и я упросила всех что оно того стоит. И как оказалось, мы встали прямо на тропе. Поэтому мы получили массу информации о переходе от Желанной на Кось-ю от многих групп, заодно занимались наблюдением за людьми и прикладной психологией.
Под вечер пошёл дождь. И шёл он 5 дней…

Мы прошли Кар-Кар и спустились к Бублику. Это озеро такое с островом в середине. У озера — каменная тундра, почти ровная. Не знаю что тут делали олени. Может быть они съели до нас все зелёное, но после себя они оставили загаженную ровным слоем каменную пустыню. Мокрые до резинок на трусах, мы кружили по «футбольному» каменному полю и пытались выбрать место почище. Арина отказывалась жить на какашках, пусть даже оленьих. И они пошли с Тимофеем куда-то к дальнему отрогу. Мне так было уже совсем всё равно, главное было кашлять не теряя равновесия на скользком.
Мы стояли у ручья, вытекающего из Бублика, ощущая как ледяная вода стекает за шиворот под капюшоном, и обсуждая можно ли эту воду пить после нашествия северных оленей. Снимать рюкзак было очень холодно. Лучше бы снег шёл. Разведка чистых мест не обнаружила, встали тут. Место совсем неуютное — до ближайшего камня, за которым можно спрятаться, идти так далеко, что можно уже и не идти. На голове лежали облака. Ветер крутил их, разрывая на части, но не уносил, и не мог их поднять. У нас было в запасе полтора дня на ожидание погоды.

Через полтора дня мы собрали мокрые шмотки и покинули недружественную пустыню. Через пару часов мы спустились ниже облаков. Стало явно суше и теплее. Тело согрелось, даже одежда стала подсыхать. Топать стало веселее, народ разговорился, разулыбался. Перебродили Балбанью — вода за эти дни явно поднялась. Обрадовались, увидев трёх оленей вдалеке. Вышли на дорогу к стойбищу и попали в следы миграции оленей. Наверное, их было много. Они тут долго и трудно шли в поисках пропитания, перемешивая тундру своими широкими копытцами в жидкое коричневое месиво… Деваться нам было уже некуда. Мы прошли единственное место, где могли встать на ночевку. И путь был только вперед, до самой базы Желанной. «Остановки» мы достигли к вечеру, скинули мокрые кульки в кучу и, прямо как были, ввалились в озеро смывать жидкую тундру.

Рядом был навес со столом. Около него уже жила студенческая группа, ждала утром машину. Да жил дед в своей палатке. Мы присоседились между ними. Девчонки пошли мыться, остальные пошли еду на горелке варить. С крыши почти не капало. И почти не дуло. Познакомились со студентами — они прошли красивый маршрут, дружные такие, приятно посмотреть.
Утром наш водитель планировал забирать другую группу, мы с ним предварительно договаривались, что он и нас заберёт с ними. Связи в этом районе нет.

Утром пришла машина. Наших студентов забирали, другую группу выгружали. Немногословный водитель, спросив о наших планах коротко бросил: со мной поедете — собирайтесь! Мои рефлексии «а как же наш водитель?» нашли ответ в рассказе общительного вновь прибывшего туриста: «Машина «ваша» поплыла на переправе день назад. Ее вытянули, но она сейчас в Инте на ремонте. Тут водители подменяют друг друга когда случается что-то». Вот так-то. Циклон наполнил реки, но немного перестарался.

Нас отвезли на базу. Вышли из вахтовки мы в кроксах — мокрые боты надевать не было никаких душевных сил. Выгребли свои шмотки — закинули под навес, сидим — разбираем. Думаем, что из заброски сразу взять, что потом… Пока добрая хозяйка Наталья не пришла и не поселила нас в дом с печкой. Через полчаса изба имела вид изнутри уже вполне обжитой. А у нас был еще целый день до приезда наших. Даже по баночке пива в заброске у нас было. Вот это жизнь!