Маршрут
р.Умба от моста на пос.Октябрьский — Белое море — пос. Старая Умба
Сроки
1 — 15 августа 2015 года
Уровень воды
Высокий
Суда
Семь четырёхместных катамаранов
Стапель
Это лето выдалось холодным, дождливым, а для дикого зверья голодным. Река встретила нас вот такими предупреждающими табличками:
Говорят, некоторые группы уехали, осмыслив предупреждение, на другие реки. Мы же решили изменить график нашего движения по маршруту таким образом, чтобы не ночевать на стоянках, где медведей видели. Выход на сплав перенесли с вечера на следующее утро, чтобы спокойно пройти самый большой порог и уйти ниже по течению. Совещание прошло под шашлычок и свежие овощи, которых мы были лишены в первой пешей части нашего похода.
Забегая вперёд, мы встречали в низовьях Умбы группы,
к которым медведь приходил и хулиганил. Похоже,
что один и тот же мишка — подросток, доставал
из запасов группы спирт, закусывал самыми вкусными
продуктами, а потом буянил немного.
Автобусы всей нашей группы приехали очень рано. Мы их проспали. Разбудил нас не будильник, а знакомые голоса и шум моторов. День прошёл в сборах наших судов. Пять из семи наших катамаранов были взяты в турклубе школы «Ковчег». Аргуты собирались как в конструкторском бюро — с обсуждениями и спорами:
Пока ставили утром лагерь, выяснилось, что один очень нужный рюкзак остался в поезде и уехал в Мурманск. Семья Мила осталась без львиной доли личных вещей. Сборы усложнились попытками связаться в Москвой, Мурманском и встречей нашего же поезда, следующего из Мурманска в Москву. Попытки остались бесплодны. Рюкзак бесследно исчез. Несмотря на эту грустную новость, следующим утром мы отчалили.
Порог Падун
Прохождение Падуна занимает много времени. Это первый и самый сложный на реке порог. Он длинный и тропа по берегу — не дорожка в парке:
Подростков, несмотря на их техничность и опыт, в порог не пустили, чем они были разочарованы. Суда провели усиленными экипажами, без пассажиров. Обещанного нам медведя на стоянке мы не видели. Но Дима нашёл следы его недавнего пребывания и впечатлил детей этими следами.
К вечеру мы прошли Верхнее Капустное озеро в встали на правом берегу.
Ищем стоянку под днёвку с баней
День обещал быть долгим. Мы хотели прийти на Жемчужный плёс. На всём его протяжении есть отличные стоянки. Нам же нужна была супер-хорошая: для бани, рыбалки и детского отрыва.
Озёра Капустные мелкие, с песчаным дном. Даже в пасмурный день дети не смогли усидеть на катамаранах:
Некоторое время мы шли на детской силе:
Дальше пошли на моторах. Связали катамараны в ряд: три катамарана на одном моторе, четыре — на другом. Один рулевой — Рома Пряник, другой рулевой — Олег Ёж. Отличные рулевые.
В этот день в порогах ловился хариус:
А здесь явно рыбак Андрюха свою добычу забраковал как недостаточно крупную для себя. Привык в щукам на 3 кг, разве ж хариус такой бывает?
Зачалились мы в начале Жемчужного плёса, поджидая друг друга. На песчаном косогоре — сказочная стоянка. Всегда это место смотрим — с верху красота несусветная открывается. Только с детьми там не пожить — высоко, круто, за водой не находишься и баню не построишь.
Дальнейшие поиски моей супер-стоянки на Жемчужном плёсе успехом не увенчались. А я ведь её очень хорошо помнила: песчаный пляж, ровный берег с редкими соснами, перекат рядом…
Я прошла знакомую неплохую стоянку с каменкой для бани. Меня догнал разочарованный крик Лёни. С догнавшего нас катамарана донеслось:
-Текай, Серова! Если не найдёшь свою супер-стоянку с баней, Лёня тебя съест!
Жемчужный плёс закончился и мы втекли в перекат. Потом еще в один. Все хотели есть и мысли о людоедстве уже не казались смешными. И тут мы увидели долгожданный песчаный берег.
Тот самый. Лучший на реке. С пляжем, каменками и соснами. А Лёня всё равно очень расстроился…
Днёвка
К нам пришло солнце. Лёня с мужиками творил баню. Полит ушёл на добычу. Дети резвились в песке… Все были очень заняты.
Саня пилил:
Мил и Дима носили:
Лёша рубил:
Лёня творил:
Полит добыл:
Рома купал детей:
Девчонки собрали черники и напекли блинов:
И всех удивила Юлька, забросив с пляжа спиннинг и выловив щуку. Потом огромную кумжу. Потом все мальчишки пытались повторить. Но рыба в этот вечер шла только Юльке:
Ну а на сладкое после бани у нас была копчёная рыба, большой костёр и гитара.
Порог Канозёрский
Ходовой день обещал быть коротким. Немного реки, порог Канозёрский и ночёвка с рыбалкой.
Так оно и получилось. Почти получилось, если бы я не посадила наш катамаран поперёк струи посредине порога. Но помочь нам всё равно с берега никто не мог, так что всё закончилось обучающим он-лайн роликом и снятии с мели.
На этой стоянке, наконец, появились грибы. Вот из этого белого мы сварили суп на всех:
У пацанов наших младших вошло в моду резка по дереву. Конечно, под это дело дети подвязали рукастого Саню. Саня сделал деревянное оружие, покалечив себе руку
А дети просто валяли дурака:
Канозеро
Переход озера длинной больше 20 км — событие эпохальное даже. Даже с моторами. Тут всегда сильный ветер. Обычно в лицо. В 4 км от устья Умбы стоит остров Каменный с петроглифами II-IV тысячелетия до н.э. До туда мы дотянули, немного околев на ветру. У Ромы отвалился по дороге румпель, оставив рулевого без руля. Пока мужики чинили мотор, детям директор музея петроглифов провел экскурсию.
Дальше нас ждало 16 км неспокойного озера. Брызги от носа катамаранов летели до кормы, холодно очень:
Зато всю дорогу клевал крупный окунь. Много окуней
К вечеру мы дошли до того берега. И разожгли костёр большой-большой. И было нам счастье и песчаный пляж. А на озеро лег туман, такой густой, что казалось, что за полоской песка мир заканчивается и мы на самом краю…
Днёвка на Канозере
Утром встало солнце и отогрело нас. Мужики опять затеяли баню — камни для каменки нашли, берёзу для веников тоже. Да и ольха для копчения окуней отыскалась.
А дети наши нарезали веников и пошли купаться. Превалирующие ветра здесь северные — волны нанесли много песка под этот берег, озеро здесь мелкое. Приходиться уходить очень далеко чтобы нырнуть. Как же это здорово, когда в компании дети разного возраста — можно маленьких отпустить купаться со старшими:
Нам очень повезло в нашими детьми. Это так приятно, что они, такие большие уже, сильные, не только что-то мужское делают, но и с малышами возятся. Явно с удовольствием (спасибо вам, Юра и Слава, за отличный пример):
Баня была шикарная. Фотографий из неё не будет. Но уж поверьте на слово! ;)
Низьма
Из Канозера вытекают три реки, три протоки, которые ниже сливаются опять в Умбу. Мы ушли по Низьме. До моря было за день не дойти. Потому, опираясь на лоцию, в какой-то момент пришлось встать. Дальше река обещала быть без стоянок.
Стоянка была «так себе». Мошки тучи, лес не вытоптан, места под палатки неровные… Народ внятно ворчал. Зато были грибы и рыба.
И у наших подростков всё было ОК:
А ночью пришёл дождь. Холодный, осенний. Изучив за чашкой кофе карту, мы решили, что по хорошей погоде за день до моря мы добежим. Чем только заняться в такую погоду в мокром лесу, заросшем кустами? Дети поделились на кучки. Взрослые тоже. Кто-то играл в преф, кто-то спал, кто-то делал что-то полезное для всех.Не могу сказать кто и что, потому как из картёжной палатки было плохо видно. Дежурными были подростки. К этому моменту они уже так сдружились, что и дежурили всей кучкой.
А пацаны помладше запалили под «своим» тентом «свой» костёр. Даже сварили всем каркаде. К обеду, когда выглянуло солнце, уже никто не бурчал, что место плохое и неуютное.
Белое море
Нам очень хотелось выйти в море к вечеру. Когда хочешь выйти по реке в море, никогда нельзя быть уверенным ни во времени, ни в возможностях. Никогда не знаешь, какое у моря настроение. Пустит ли? Даст ли уйти к финишу потом? Может за штормить неожиданно, усугубив отливом или приливом. У морей и вершин, какие бы имена они не имели, характер всегда женский.
У нас были в запасе дни. И мы хотели в море. Боги были к нам благосклонны. Утром сияло солнце. На небе — ни облачка. На воде -кувшинки. Под водой — водоросли:
Морские пороги воистину красивы. Даже залитые высокой водой. В устье реки — поморская Старая Умба:
Терский берег очень красив. Песчаные бухты замыкают мраморные бараньи лбы. Родники выделяются ярко-зеленой травой у береговой линии. Сосны на песке… В отлив дно нашей песчаной мелкой бухты обнажалось. Детям было счастье большое, а вот наживки на треску здесь не найти:
На этом берегу были россыпи уже созревших ягод. И море грибов, подосиновиков и белых. Северное изобилие. На грибы на второй день был введён запрет. И каждый смог найти «свой» шикарный гриб, или два:
У Соньки был день рождения. Ей украсили лес, надарили подарков, водили хоровод и смастерили очень красивый торт:
В старой Умбе можно купить рыбу. Очень вкусную. Но чаще свежей у них нет — есть то, что выловили на кануне, глубокой заморозки. Приготовьтесь к тому, что придётся пилить мороженую рыбу ножёвкой. Но какая же она вкусная!
Мы прожили здесь три счастливых дня. Было солнце, море и сосновый лес. Были музеи северной культуры в Умбе, вкусная еда, костёр на берегу моря, романтика и разные игры.
Трогательные и странные, смешные и глупые.
А в поезде по дороге домой был День Рождения Оли, мы слепили пять или шесть тортов сами:
И водили каравай в Медвежьей горе под удивлённые взгляды пассажиров.
P.S. Москва. Вокзал. Расставание:
P.P.S. Фотографии Лены Шебордаевой, Тимура Полетаева, Романа Тулякова…