Хибины. Июль 2015

Петрелиусы. Верховья Малой Белой
Этот поход планировался за год. Недельный пеший маршрут по Хибинам, потом сплав по реке Умба до Белого моря. Мы хотели пойти с нашими подросшими детьми в несложный, но настоящий поход по северным горам. Так, чтобы им очень понравилось. До сих пор в линейные пешие походы они не ходили.
Собралась отличная команда. Нас было девять:
-четверо взрослых — Полит, Лёня, Рома Пряник и я
-двое 13-ти летних — Колян и Алёна
-трое 11-ти летних — Настя, Андрюха и Вася. Настя высокая, разумная и правильная. Как-то все забывали, что она в этой компании самая младшая и воспринималась она как большой подросток. В противовес нашим пацанам, неугомонным прыгателям Андрюшке и Ваське.

Маршрут выбрали несложный: от станции Хибины вверх по Малой Белой, через перевал Ущелье Рамзая в г.Кировск. Это маршрут с рюкзаками. Плюс три радиальных выхода на перевалы.
Погоды нам обещали дождливые и холодные все три недели. Но северная Карелия нежданно встретила нас солнцем:
Второй день лета. Кемь. 25 июля

День первый. Подход в базовый лагерь
День обещал быть тяжёлым. Ранний подъём. Пятнадцать километров вверх по долине с тяжёлыми рюкзаками.
Поезд остановился на минуту на станции Хибины и скрылся в тумане. Мы стояли на путях рядом с кучей наших рюкзаков, отмахивались от комаров и налаживали трекинговые палки. Собственно, никакой станции здесь нет. Несколько путей и домики посёлка. Облака закрывали долину.
Станция Хибины

Я очень люблю летние Хибины. Суровый северный район. На склонах растёт ягель. На солнце он очень тёплый, а на нём рассыпаны спелые ягоды голубики или черники. Ложишься на него и горстями ягоды в рот кладёшь. И грибы в тундре собирать очень красиво. Здесь — царство подосиновиков. Они растут россыпями, как в сказке:
Так в лесотундре растут подосиновики

К сожалению, эта единственная россыпь подосиновиков которая встретилась нам.
Дорога взбиралась по сопкам выше и выше. Сначала по болотам. Потом по щебню. Переправа через Малую Белую. В воде сводит ноги. Мы с Политом и Алёнкой перешли в ботинках, остальные долго переобувались. Еще обойдём болото и выйдем к нашему ручью. Идти с непривычки было трудно. У Пряника хрустнуло любимое колено. Непонятно, как он дошёл до стоянки.
Лагерь ставим на ручье Ферсмана на ближайшие три ночи.
Рома умеет держать внимание благодарных почитателей

День второй. Перевал Ферсмана
Этот перевал — самый сложный в округе. Но и самым ближний к нам. С вечера мы сделали тренировочный выход на склон и это нам очень помогало сегодня. Путь вверх шёл по маренным отвалам, тропа терялась в камнях. По камням с непривычки ходить трудно и опасно. Иногда приходилось выходить на снежники. Перевальный взлет скальный и мокрый.
Перевал мы взяли. И, конечно, нашли записку в перевальном туре. Рассказали зачем оставляют записки на перевалах. На фантазию детей это произвело впечатление — на каждом перевале хранится маленькая история. Пока разговаривали, съели по заслуженной шоколадке. И знаете?- в детстве эти перевальные сникерсы были гораздо вкуснее!
Перевальный сникерс

С детьми идти было страшно, особенно с пацанами. Рост у них маленький, ноги короткие. Они норовят прыгнуть, скакнуть, толкнуть, перебежать… Очень страшно с ними. Особенно в первый день.
На обратном пути Колян упал в ручей. Прямо плашмя.
Настя явно переутомилась.
Хромающий и неунывающий Пряник ждал нас с горячим обедом.

День третий. Западный Петрелиус
Рома не выдержал сидения в лагере и тоже ушёл с нами.
Наш сегодняшний путь в соседнюю долину. В тайге заедают комары. Каждый найденный гриб запоминаем «в лицо», чтобы забрать на обратном пути. Выше зоны леса комаров сдувает. Все хребты укрыты облаками. На развилке ручьёв тропа теряется. Куда нам? Глядя в смешную «карту», нарисованную для дезориентации врага советской эпохи, Полит уверенно показал на висячую долину, не внушающюю мне доверия.
Облака накрыли горы

Теряя тропу, как обычно, мы поднимались по осыпям в облака. Склон всё круче. Когда появились мокрые скальные выступы, встретили группу белорусов. Разговор так интересно зашёл, что в копилке у Лёни появился маршрут для детского велопохода по каким-то озёрам в Белоруссии.
С трудом вышли на перевал. Наверное, в солнечную погоду он красив. В облаках видно только, что это ущелье. Лежит снег.
Дорога на перевал Западный Арсеньева

По крутым склонам спускаться было сложно. Дети очень устали.

День четвёртый. Переносим лагерь
Этот день на половину отдыхательный. Нам всего-то и надо — перенести лагерь вверх по долине, к концу зоны леса.
Но с утра шёл дождь. Решили отдыхать до обеда, а идти потом.
Путь оказался недолог. Долгими были поиски хорошего место для лагеря. В итоге встали в самом красивом: река скатывалась водопадно в озерцо (в нём мы будем купаться), на поляне раскиданы огромные валуны. Лес в этом месте закончился и обступили горы.
Верховья Малой Белой

Когда мы ставили палатки, пришёл ветер. Большой ветер. Тент пожертвовали на ветрозащитную стенку для палатки Ромы. На улице было очень холодно. Из-за Петрелиуса, вниз по нашей долине, стекали чёрные тучи. Над озером Имандра, внизу долины, тучи растворялись. Как будто в соседней долине собрались чёрные силы, как в Мордоре.

Лёня взял пацанов и ушёл за дровами далеко вниз по дороге.
Рома согласился остальных подростков научить играть в преферанс. После ужина они вылезли из палатки. Их мозг явно переутомился.
Преферансисты вышли из палатки

День пятый. Западный Петрелиус
Утром в долину заглянуло солнце. Все повеселели. Рома не смог отстегнуть больную ногу и остался в лагере, а остальные выдвинулись вверх по долине, к перевалу. Перевалов в верховьях Малой Белой три. Один, Ущелье Рамзая, идти завтра с рюкзаками. Он первый по ходу нашего пути. Его отлично видно с места привала.
Пацаны влезают по дороге на все огромные камни.
Вася на камне

Этот день даётся явно легче предыдущих. К хождению по камням привыкли, к снежникам тоже. На перевале оказались раньше самых оптимистичных прогнозов. Первый раз отличная видимость, с перевала открывается соседняя долина. Вчерашний «Мордор». На склонах хребта много снега. Очень холодное лето.
На спуске Полит устроил детям тренировку по зарубанию на снегу. Теперь пацаньё норовит упасть, чтобы проверить свои навыки.
Когда вернулись, искупались-таки в нашем озерце. Какая же здесь ледяная вода!
Вечером у подростков — преф. Проигравший моет посуду.
Рома - король всех подростков

День шестой. Самый главный перевал
Тот, который выводит «в люди». Длинный день с рюкзаками. Испытание для старых травм у взрослых. И выносливости детской.
Опять спустились облака. Тропа отлично видна. Набор высоты небольшой. Перед ущельем видна вся долина до большой Имандры. Но у девчонок уже глубокая релаксация:
Алёна и Настя на привале

Ущелье завалено камнями — идти тяжело. В перевальном туре оставляем вкусный подарок для следующей группы.
Ущелье Рамзая

Путь вниз тягомотный. Снег кое-где над ручьём лежит пластами с зимы. Я вывела группу не на ту сторону ручья. Теперь его уже просто так не перейти. Крадёмся по осыпным склонам. На другом берегу — хорошая тропа. Привал.
Полит вздохнул укоризненно, взял и построил мост:
Полит строит переправу

Стоянку нашли на Малом Вудьявре за полчаса до дождя. Лагерь поставили. Но пропитанные водой дрова не горели.
Рома развлекал детей.
Лёня глотал дым, пытаясь согреть мокрые дрова.
Полит почитал в тепле палатки, потом вздохнул печально и ушёл на добычу. Вскоре вернулся — мокрый и грязный, с сухими еловыми дровами (фото не будет, как не будет фото и последующего купания в ледяной воде всех смелых).

День седьмой. Кировск
Машина должна была прийти с утра. Сегодня хлопотный день. Закупить продукты на сплав, придумать вкусный ужин, отвести детей в кафе, добраться со всем хозяйством до Умбы и разбить там лагерь…
Солнца не было. Палатки стояли мокрые. Лёня опять колдовал у костра.
-А не пойти ли нам в баню сегодня?- закидываю удочку.

Баня затмила все остальные желания. Позади — неделя туманов. Впереди — грядущие пару недель обещанных дождей.
Но в этот момент нам было слишком хорошо, чтобы думать об этом. Вот ради этого ощущения неземного кайфа люди и ходят в походы.
Получив свою пиццу, дети были с нами солидарны.

Фотоальбом похода. Фотографы: Роман Туляков, Тимур Полетаев.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *