Сванетия. Август 2017

Как Света и Юра прошли по землям Грузии в конце августа. Необходимо нам в конце сезона уехать в горы. Ну и как обычно устроили себе курс повышения квалификации для инструкторского состава ПоХодуДела.ру. Горный воздух даёт полную свободу и стирает границы дозволенного. Маршрут из Верхней Сванетии, через Нижнюю на Риони, в Рачу.

Приехав в Сванетию, мы с целью акклиматизации прогулялись без рюкзаков в сторону Ужбы. Озёра Корульди,- тысячи полторы набора высоты над Местией, центром Верхней Сванетии. Заза, хозяин дома, где мы остановились, говорит: в озёрах Корульди нельзя купаться. Священные! А мы уже полотенце взяли.
Ну нельзя и нельзя. Выложили их и пошли…

Через четыре часа подъема перед нами открылось первое озеро: водопой для всех коров в округе. Они его и пьют, и лепёшки свои туда кладут…
Заза ведь так и сказал: «Нельзя купаться!»
Но озёра очень красивые, особенно если посмотреть на них сверху.

Я всё гадала: как же фотографы эти озёра снимают так красиво? Так, что раскрутили это место как Мекку красоты.
Оказывается, снять красиво можно. Главное, не поскользнуться на лепёхе и чтобы коровы в кадр не попали. И лягухи.

Всякому приключению нужен план. Хороший и чётко разработанный. Стыковка карт для разработки маршрута. В Сванетии очень вкусно кормят. Хоть своих вин сваны не делают, выбор кахетинских вин впечатляет.

Какая же вкусная малина растёт на склонах! Ароматная и сладкая, солнцем напоённая. Забываешь куда идёшь. Невозможно отойти, пока всю не объешь.

Над Местией высится Ушба. За тёмными отрогами. На отроги мы поднялись, но видимость наверху была «не очень».
Увидеть мы ее смогли только на следующий день. По дороге в Ушгули.

Это — посёлок Ушгули. Отсюда начинается наш путь в горы. Двинулись мы в сторону Рачи, через нижнюю Сванетию.
Здесь снежные шапки видны прямо в окнах ресторанчиков, где все едят кубдари — сванский пирог с мясом, ароматный и острый.

И мы пошли. Пока не перевалили за первый хребет, нас радовал главный Кавказский хребет. Да и за хребтом выше 2800 метров он был как на ладони.

Долина реки Кешкури. За четыре дня не встретили ни тропы, ни следов человеческих. Шли по каньону, ничего не снимали, не до того было.
Маршрут по большей части без троп. Иногда шла медвежья тропа. Каньон реки Кешкури. Свободное лазание с естественной страховкой в виде кустов и рододендронового сланника. Каньонинг.

На выходе из долины попался источник газированный и минеральный. Как назвать — не знаю, обычно по местоположению. Тогда: Luji. Есть воды Боржоми
Есть воды Нарзан. А есть воды Лужи.

Передвижение автостопом по Нижней Сванетии. (к сожалению, самых интересных кадров у нас нет, не до истории было — нет красивых видео каньонинга, снятых с геликоптера, нет прохождения скальников, нет ругающегося барсука, даже нет ни одной фотографии поездки со сванами на грузовике с коровами).
Это уже Рача. Потрясающее озеро.
Только вот с мусором в Грузии какие-то особенные отношения: его много. Очень много.
Пришлось провести эко-десант на сколько хватало сил и глаз.

Гостеприимный Амбролаури. Вернее, гостеприимной была семья Гоши, который, качая укоризненно головой, забрал нас, наевшихся, из ресторана Амбролаури и увез к себе:
— У нас и дома «Хванчкара» есть. И еда вкусная тоже, между прочим. Зачем вы сюда поехали?..
И да,- «Твиши» надо обязательно попробовать. И еще сыр, обязательно со свежим хлебом и помидором. И ещё кукурузу запечём в углях».
Запекли. Действительно очень вкусно.