Это был классный поход. Конец лета, красивый район, хорошая компания и целая неделя свободы. Нас было всего десять человек, после групп по 40-50 человек это небольшая компания для игры в «Шляпу». Когда ничего не ожидаешь и не планируешь, но внимательно и спокойно смотришь во круг, приходит много приятных неожиданностей.
Самый западный отрог Главного Кавказского хребта. Массив Фишт-Оштен, самый высокий на многие километры во круг. И оттого непредсказуемый и капризный на погоду.
Маршрут выбрали под наших подростков, чтобы несложно, недлинно, красиво и с хорошей конечной целью. Долго выбирали из кавказских красот. Выбрали маршрут по Кавказскому заповеднику, плато Лаго-Наки и спуском к морю. Концовка очень логичная — в тёплых водах Чёрного моря.
Поезд высадил нас на небольшой станции Белореченская далеко за полночь. Мы собирались спать до утра на вокзале, а на рассвете ехать дальше. Вокзал был закрыт на ремонт. Что ж, не впервой нам. Вокзальные площади на просторах нашей Родины типовые — перед вокзалом почти всегда есть сквер с бюстом Ленина. Ленина мы нашли и расположились на газоне.
Первая ночь была уроком.
Правило путешественника №1. «Если есть возможность поспать, сделайте это с максимальным комфортом». Из всей группы только Машка не поленилась, достала коврик, спальник, и залезла в него. Остальных скрючило к утру от холода.
Остальные правила опытных путешественников озвучивались по мере возникновения ситуаций.
Правило путешественника №2. «Если есть возможность поесть по-человечески, не отказывайтесь от неё». Перед выходом на маршрут, у КПП заповедника, сели на обочине и доели все пироги, дыни и оставшиеся от поезда вкусности.
Правило путешественника №3. «Если есть возможность помыться, помойтесь обязательно». К концу ходового дня мы дошли до озера Змеиное. Маленького, «лягушачьего» в прямом смысле этого слова. К этому моменту опытными стали уже все и не преминули погрузиться в воду.
Ночевку мы нашли не на приюте, замусоренном неуютном и многолюдном. Ушли с тропы вниз, на обрывистый берег ручья, нашли каменный очаг и с трудом вместили на полку три палатки. Во круг была красота. Только вот двух деревьев не нашли под трос для канов. Первый попытка сварить суп окончилась потерей половины содержимого. Тогда мужики придумали свой метод приготовления еды:
Утром вспомнили правило №3 и сделали крюк до Змеиного озера. Больше это правило никто не игнорировал. Купались каждый день, даже в ледяной Белой. У её истоков температура талой воды. Хочется закричать, бросая в реку своё тело. Но не можешь — дыхание перехватывает.
Приют Фишт стал обжитым и довольно комфортным: столовая, душевые, туалеты, беседки для приготовления еды:
У приюта есть хозяин, который следит за чистотой и порядком.
— Остатки еды выбрасывать вон в то ведро. Медведей не прикармливать. Ведра с остатками пищи я отношу воон туда — к большому камню.
Мы с Юрой похихикали.
— Вы зря смеётесь! Здесь живут медведи. И приходят в приют кормится. С медвежонком медведица приходит. Недавно девчонку оттаскивал от медведя: я её тащу, а она плачет и вырывается «я селфи с ним сделать не успела!» Представляете — селфи!
Мы пообещали медведей не трогать и не кормить. И забыли про это. Идём с Машей перед сном по тропинке к туалету, слышим звуки урчащие. Маша фонарь на звуки направила — выглядывает из-за того самого «кормильного» камня медведь. И ругается, ворча и плача — вспугнули мы его, потрапезничать не дали, ослепили фонарём…
Мишки иногда ночью меж палаток бродят, едувынюхивают. Хорошо, что девочки наши ночью спят без задних ног и не слышат медведей.
На Фишт нам очень хотелось. Всем. И пошли мы все вместе, рассудив, что прогуляемся вверх. Как решим, что опасно детей вести, или тяжело будет, вернёмся. Встали на рассвете и пошли.
Подъём очень красивый и удивительно разнообразный: скалы, скальные выходы, снежники, камни, ледник… Нет скуки и монотонности. Надо заметить, что массив Фишт-Оштен образован рифогенными известняками. Потому много встречается карстовых полостей. И среди спелеологов место популярное.
Фишт был закрыт облаками. Он часто закрывается — высок по сравнению с отрогами вокруг. Набор высоты от поляны 1500 метров. Это много. Наверху, под ледником навалился ветер.
Надели всё теплое, что было с собой припасено. Вышли к леднику. Лёд открыт — трещины видны. Тут мы решили разделиться: Маша самотверженно отказалась от попытки подняться на Фишт и повела девочек в лагерь. В надежде, что остальные поднимутся.
Ну и остальные поднялись. Пока шли по леднику, ветер сдул облака.
До моря оставалось полтора дня пути. Наверное, самая тяжёлая часть маршрута — «весёлый спуск» и дорога к приюту на реке Шахе. Два перевала в этот день были пройдёны легче, чем эти 15 километров вниз. Очень красиво. Но ноги отваливаются, коленки ноют и хочется в горячую ванну.
Ванны не было. Была река Шахе. И вода в ней теплее, чем в Белой. Поэтому каменистый пляж был нами надолго оккупирован.
Странное место — приют Бубук-Аул. Тут живут полудикие свиньи. Много свиней. Поросята некоторые полосатые, как кабанчики. Эти свинки ходят по всей территории, едят всё, что плохо лежит, и какают. Забавно, но неуютно как-то.
А утром я сгоняла со стола огромную пятнистую свинью, которая топтала грязными копытами всё, что мы недальновидно оставили на поверхности стола. Свинья была большая и совершенно меня не боялась — обнаглели свиньи в заповеднике. Пришлось силу духа применить, остальные силы были явно на свинской стороне.
До конца маршрута оставалось каких-то 7-10 км. Нас ждал магазин и последняя ночь в горах. Пока топали по дороге и купались в водопаде, решили — а ну её, эту последнюю ночь у посёлка! Лучше сразу, с разбега, прыгнем в автобус и уедем к морю! Ночь на пляже рисовалась очень романтично.
Закат мы наблюдали из окна электрички Сочи-Туапсе. Солнце закатывалось в море. Завтра утром нас ждет домик у моря, сегодня ждёт романтичный пляж… За окном стемнело.
На перроне нашей станции мы спросили: где тут вкусно кормят? Человек показал на ресторанчик на пляже в 100 метрах от нас. Мы заказали ужин и пошли купаться. Прибой шипел в темноте, а море было теплым-теплым, как парное молоко. Мы долго отмокали, а Маша принесла пару бокалов вина из ресторана. Мы сидели на полотенце, опустив ноги в море. И все во круг было такое сказочное, тёплое и нереальное.
А потом мы пошли на дикий пляж, прямо в тапочках по колючкам. В ботинки влезать никому не хотелось. Спустились к морю и все легли спать под молом, а я разожгла костер и легла спать у костра. И он дымил на всех всю ночь, только все почему-то молчали до утра. А утром зажарило солнце, мы сразу заползли в море. Это было так правильно, здорово, когда в спальне у тебя — целое море.
И потащились мы в гору, искать наш домик в инжировом саду. Они, оказывается, очень вкусные, инжиры, если есть их спелыми и свежими.
Мы так наелись фруктов и накупались у моря, что в поезде все маялись больными животами. Кроме нас с Машей — мы же вино у моря пили, а остальные — нет.
Автор, оператор и режиссёр фильма Костя Еленик.
Фотоальбом похода
Фотографии Егора, Вани Шебордаевых и остальных )