Лиекса. Июнь 2013. Отчет

Поход с детьми. Финляндия
Река Лиекса берет начало в России и течет по финской Карелии. У самой границы по заповеднику Руунаа. В июне в этих местах еще весна. Очень тепло, все в цвету и можно купаться. Маршрут наш не спортивный, а походная жизнь скрашена хорошими оборудованными стоянками, с туалетом, очагом, лавками и дровяными сараями. То есть и дрова добывать не надо, только наколоть уже попиленные сухие поленья.
От Питера мы поехали на заказном автобусе, заехав в большой супермаркет «Призму» за вкусными финскими продуктами (ой, не надо покупать продукты голодным людям!).

Стапель
Закат над озером Руунаа
Собрались мы быстро — рамы всех наших судов на болтах. Нашли мой шампунь, забытый в прошлом августе на чьей-то лодке. Удивительно, но хозяин лодки аккуратно коробочку с шампунем закрыл и положил под дерево, на видное место. Эта находка наполнила всех уважением к финнам. А меня еще и преисполнило большой благодарностью, которая не покидала весь поход.

Озеро Руунаа
Карельский пляж
Начало июня было таким жарким, что в этой части Финляндии была объявлена пожароопасность. Это значит, что костры разжигать нельзя. А большой группе сварить еду на горелках очень проблематично. Так что первый дождь был встречен с облегчением — жечь костры стало можно, и жизнь на сухом пайке нам уже не грозила.

Первые три дня мы провели на заповедном озере Руунаа, у самой границы с Россией. Купались на песчаных пляжах и ловили рыбу — окушков. Зато в больших количествах. Погода менялась и щука к нам на блесну не шла.
Рыбалка с детьми
Озеро Руунаа похоже на прибалтийское — сосны и песок. И погода у нас наступила вполне прибалтийская — то дождь, то солнце.

Река
Лиекса
От озера мы перешли в реку. Байдарки ушли по длинному пути. А наши катамараны, переждав грозу, сократили путь по живописному каналу. Надо заметить, что еще в прошлом году мы думали пройти по этому каналу, чтобы срезать час гребли по озеру. Да и сам канал, изначально лесосплавный, очень красив: с течением, красивые мостики с обеих сторон. Но наш адмирал решил тогда, что это неспортивно. Он и в этом году так решил. Но грозовые тучи помогли его уломать. И пошли мы по живописному каналу. На поверку те самые мостики оказались одним и тем же мостом, одинаково хорошо видным с обеих сторон. Потому что длина канала всего метров 150. Так или иначе, ночевали мы перед первым большим порогом Haapavitja, посмотрев его вечером с моста.

Смотровая башня
Следующий наш день начинался с пешего похода по туристической тропе на смотровую башню.
Туристическая тропа

На весь край мы смотрели с высоты птичьего полета. Красиво. Перед нами — лента нашей реки. А во круг — озера, болота и невысокие сопки. А вот почему в этих болотистых краях так мало комаров, осталось тайной.
Смотровая вышка

По дороге видели цветущую морошку. Хоть местные говорят, что морошка в мае цвела и ее побило морозом, завязи мы видели. Значит, в августе полакомимся ягодами.
Морошка цветет
Пока мы гуляли, наш адмирал Лёшка сходил в кемпинг за лицензиями на рыбную ловлю в порогах Лиексы. Лицензии в этом году подорожали и стоят уже 75 евро за неделю. Мы решили обойтись пару дней без рыбалки. Тем паче, что красная рыба Kirjolohi, купленная в огромном количестве в магазине «Prisma», у нас еще не иссякла.
Туристическая тропа

Пороги
Порог прошли своими экипажами, со страховкой байдарок снизу. И ушли, не замедляя хода, на ночевку, вкусно перекусив на воде.
Следующий день радовал солнцем и был самым динамичным. Начался он просмотром порога Neitikoski.
Смотровая площадка порога Неитикоски

Традиционно сюда приезжают питерские каякеры — живут в кемпинге и тренируются в пороге. Этот день не был исключением. Ну, кроме того, что обычно в июне уровень воды высокий и каякер прямо с воды может легко дотянуться до края деревянной площадки, на краю которой ждет заветная бутылочка. В этом году уровень воды низкий — не дотянуться. Приходится нырять в прохладные воды «на сухую».
Каякер в пороге

За полчаса нам выдалось понаблюдать прохождение порога самосплавом, на рафтах и на большой деревянной лодке с мотором. Потом настал наш черед. Прошли порог Neitikoski мы без приключений. Ну, кроме одной досадной мелочи: носовыми наших катамаранов были дети. И когда их окатило с головой первым валом, на секунду они замерли, ошарашенные. И катамараны утыкались в этот вал, не пробив.
Только зрители уверяли, что один катамаран прошел не останавливаясь. Почему? Ошибка у всех носовых была одинаковой. Загадка открылась при просмотре фотографий: когда у кормового такие длинные руки, можно не переживать всему экипажу.
Порог Неитикоски
В этот день у нас была целая череда порогов и плесов. И остановились мы у второго большого моста через реку, оставив время на вечернюю прогулку. В этот вечер мы потеряли адмирала Лёшу. Все пошли гулять небольшими компаниями. И Лёша собирался. Но задержался, помогая своим дежурным детям. Потом отошел, и все потеряли его из вида. Сели ужинать. Лёши нет. Решили, что, может, гуляет еще. Или на Луну полетел. Нашли его, конечно, в палатке. Как ни странно, но простая мысль поискать пропавшего человека в его палатке приходит всегда последней.

Поход с детьми
Следующие дни финский Гидрометцентр обещал дождливые. Мы решили пройти два наших дня за один и пересидеть непогоду на хорошей стоянке.
Одной байдарке разрешили идти детским экипажем. Идти предстояло перекат и дальше, по озерам. Капитаном посадили бывалого Васю Жихарского, который предварительно выдержал экзамен по прохождению опасной части, показывая свой путь с моста. Укомплектованная двумя отважными Ивановыми команда, с честью прошла перекат. А вот штиль озера как известно «сводит с ума» и экипаж расколол. Пришлось всех пересадить и дальше катамараны пошли под мотором до музея заповедника Руунаа. Там нас, мокрых и холодных, напоили чаем, накормили плюшками и посадили смотреть фильм про заповедник. Выходить под дождь не хотелось. Но пришлось. И двинулись мы дальше, через небольшие пороги к нашей долгожданной стоянке.

Весь следующий день мы готовили вкусную еду: насобирали к блинам ароматную прошлогоднюю бруснику, жарили рыбу, ели плов и настоящее пюре.
А дети продолжили играть в свою «Войнушку», прервавшись лишь на блины и поиск клада.
Блины

Следующий день привел нас вверх по течению притока Лиексы на антистапель. Пришли мы туда на день раньше, в хорошую погоду.
На следующий день обещали грозы. И не обманули. Но мы успели посушить снаряжение, убрать его и посмотреть оборонительную линию Маннергейма.
Линия Маннергейма

Наш эрудированный папа Алексей Кузнецов очень интересно рассказывал о войне. А потом поставил детей в тупик, спросив, стыдно ли им за свою страну, развязавшую войну с маленьким финским народом. Детей зацепило. Обычно у них такая информация вылетает в другое ухо. А тут им обидно стало. Выяснилось, что гордиться победами своей страны им нравится, а стыдиться нечего, потому как никакого отношения к ним дела прошлые не имеют. И, спрятавшись от грозы в беседке, мы еще несколько раз обсуждали эту тему. Очень любопытно бывает послушать детские мысли.
В последний вечер мы все-таки конструировали из гороха и зубочисток, причем до глубокой ночи. И оставили на стоянке удивительные большие творения. Горох был замочен задолго до этого, но у заводил игры в «войнушку» были другие планы.

Дети
Поход с детьми

Хочется пару слов сказать о наших замечательных детях. В этот раз в поход пошли в основном мальчишки. И возраста примерно одного — 9-12 лет. Так что наши обычные игры были ими игнорированы, и каждый вечер дети играли что-то похожее на «Казаки — разбойники», «войнушку», и «Зарницу». К этим играм иногда пытались присоединиться барышни. Но барышни у нас не привычные к суровому мужскому общению, поэтому выдерживали его не всегда.
Но все наши дети сами дежурили, были штатными матросами и помогали. Кто-то с ленью, кто-то с огромным энтузиазмом. И спасибо всем нам за это.
Кстати сказать, в этом походе был опробован тент кемпинговой палатки в качестве группового тента. При ветре, дожде и низкой температуре, работает он выше всяческих похвал. А ставить его не дольше, чем натягивать тент обычный.

А в эту субботу у нас гусятник. Уже готовы фотоальбомы. Не забывайте своих «слонов» ;)

Светлана Серова.

P.S. Видеоролик с романтической аранжировкой

7 комментариев к “Лиекса. Июнь 2013. Отчет”

1. Судя по всему эта линия камней действительно носит оборонительный характер, но не имеет к линии Маннергейма отношения.

1. Встречается такое красивое название — противотанковые надолбы «Зубы дракона».