Я уверена, что про тосты читать интереснее. Будут тосты — завтра. Но чтобы понять сложную структуру тостов, сначала про застолье в целом. Исторически сложилось так, что не было у осетин молельных домов и именно за столом чаще всего молились Богу и святым покровителям. За столом общались и принимали важные решения.
Осетинское застолье начинается с накрытия стола. И это жестко регламентировано традициями. Во главе стола – старший, он должен видеть всех, кто заходит. Если вне каких-либо празднований в дом пришли гости, хозяин дома садился за старшего, независимо от возраста своего и гостей.
Рядом со старшим — места по старшинству. Раньше за один стол в Осетии не садились дед и внук, отец и сын. И не садились за «старших» представители одной фамилии – это удивительно, но в Осетии нет однофамильцев, только родственники.
Первыми на стол ставятся солонки с солью и нож. Соль имеет очищающее действие, а нож отпугивает от стола злые силы. Если для застолья было забито жертвенное животное, на стол со стороны старшего ставится тарелка с тщательно очищенной и сваренной головой и шеей. Жертвенным животным может быть только бык или баран.
После этого на стол, возле старшего ставятся традиционные три пирога и напитки. Также на стол ставятся тарелки со сваренным мясом, приблизительно в расчёте одна тарелка на пять человек. Отдельно, на тарелку возле старших кладут правую плечевую часть жертвенного животного (базыг), три правых ребра цельным куском и шампур с шашлыком из печени, лёгких и сердца животного, завёрнутых в жировую плёнку (ахсырфамбал).
Раньше женщины не сидели за мужским столом. Им обычно накрывали отдельный стол, где также соблюдался соответствующий этикет. Но чаще на праздниках женщины были на кухне – готовили. Трое самых молодых мужчин прислуживали старшим за столом.
Для вознесения первой молитвы Богу и освящения трёх ритуальных пирогов старшему наливают осетинское пиво в специальный резной деревянный сосуд.
Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым и посвящает Ему три пирога. Каждая фраза, сказанная старшим, сопровождается дружным возгласом присутствующих: «Омен Хуыцау!» После чего кто-то из стоящих рядом должен откусить от края верхнего пирога, взять из рук старшего чашу с пивом и плечо «базыг» животного.
Черёд второго старшего вознести молитву Богу. Она короче первой. Его молитва, как и любой последующий тост старших, сопровождается дружным «Омен Хуыцау!» сидящих за столом. После завершения, бокал и три ребра передаются кому-то из младших, стоящих рядом. Третий старший еще короче произносит молитву Богу и передаёт свой бокал и шампур с шашлыком кому-то из младших за столом.
Младшие разделывают «базыг», очищая кость от мяса. В случае, если был забит баран, обычно кость ходит по рукам до тех пор, пока кто-то из молодых не сломает её руками без помощи посторонних предметов. В тех редких случаях, когда никому это не удаётся сделать, молодые становятся предметом дружественных насмешек со стороны присутствующих. Сломавшему же «базыг» старшие преподносят почётный бокал, с пожеланиями прибавлять свою силу и быть всегда с первыми во всём на благо своему роду и всей Осетии. Но всё это происходит гораздо позже.
Когда старшим снова наполнят их бокалы идут обязательные тосты. Первый тост за Большого Бога. Только после первого тоста можно начинать трапезу. До этого нельзя ни пить, ни есть. До того, пока старший не вознесёт молитву Богу и не освятит три пирога, к пище на столе никто не притрагивается.
Про тосты мы расскажем завтра…