В этом году лето выдалось позднее. Припозднилось на месяц. Такой лес в Карелии в июне, в первые тёплые дни: полетели комары, ягоды еще в завязях, о грибах никто не слышал с прошлого года. Комаров пытались игнорировать. В первый день получалось не очень».
Зато рыба была. Рыбаки у нас ловили на все возможные снасти — Андрей Полетаев с дедушкой. Они вообще очень хозяйственные, все заначки и захоронки местных рыбаков находили. Но, под гнётом действительности, возвращали их законным хозяевам.
Колючий настоял взять с собой мотор, грести не хотел, наверное ;) Грести надо сказать мало кто мог себя заставить при наличии мотора. Но морально было тяжело и вечерами недостаток хорошей гребли часто обсуждался. Утро рефлексии эти рассеивало, из герм доставались книги и всё было как всегда.
На стоянки приходили мы рано и свободного времени было много. Поход превратился в передвижную игротеку. Играли в разные сложные карточные игры.
Когда место на стоянке позволяло, играли в «Тим». Дима Лысков научил. Дети играли упоённо, было несколько страшно смотреть как бы старшие не придавили младших, а младшие своими вечными палками в руках не повредили старших. Но всё обошлось.
За порогом Рокконенен есть большие стоянки, местные построили там магазинчик и баню. Настоящую русскую баню. И сделали площадку волейбольную. Прекрасное место, мы там задержались на два дня. Поскольку туристов в этом году на реке было мало, волейбол всегда был в нашем распоряжении. Да и баня тоже.
В этом походе одной из «фишек» было вырезание из дерева. Вдохновившись местным колоритом стоянки с деревянными фигурами и появившимся временем, вырезали все дети. И их родители: кинжалы, мечи, утварь кухонную.
Старшие дети этим не занимались. Дожили мы до того момента, когда они выросли и стали помощниками. Каждое утро они сами приходили и собирали кухню, весь общественный груз. Раньше, чем взрослые дежурные вспоминали об этом.
Они водили детей купаться на катамаране и следили за ними.
Они даже брали младших в свои игры, когда те прилично себя вели.
Они снабжали лагерь дровами и помогали готовить обед, невзирая на очерёдность дежурства.
Вот всё-таки взрослыми становятся не по возрасту, а по ответственности за себя и за других.
Собьём пафос. У нас ещё были свои журналисты. Дима Лысков вёл фоторепортаж — большинство сюжетных фото его. А Маша Оборина с Василисой (под псевдонимами Олень и Хомяк) ежедневно издавали газету. Эта фишка их личная, поднявшая редакторов выше быта походной жизни.
На реке есть один большой и красивый порог Тахко-падун. Единственное место где удобно снимать порог с берега. И единственный порог, куда не взяли малышей.
В этот раз с нами не было Лёни Жихарского. Но бани у нас были. Даже несколько. И веники под конец мы вязать правильные научились :)
Многие спрашивают про белые ночи — какие они в Карелии? Лучше один раз увидеть, чтобы понять это. В Средней полосе не с чем сравнить её. Это всё-таки ночь, прохладная весьма. Но дети понять не могут как можно спать, когда солнце не село. Да и взрослым непросто адаптироваться. Выглядит глубокая ночь так:
И даже гусятник мы сделали, в гостеприимном доме Арины Морган. Плов от Димы, баня, бассейн с подсветкой… Это было ярко!
Смотрим фотоальбом похода
фото Дмитрия Лыскова, Михаила Вараксина, Игоря и Наташи Кулагиных