Армения. Ноябрь 2016. Отчёт

Рассказ Алёны Зарудневой о последнем походе в этом сезоне в Армению на ноябрьские каникулы. Нас было девятнадцать. Мы взяли большую палатку с газовым обогревателем, и не зря — нежданно на Армению упал холодный циклон и за сутки засыпал по колено снегом эту, обычно тёплую страну.

Армения – красивая и удивительная страна. Так как о ней рассказывать можно бесконечно, то буду расписывать просто по дням.

1 день.
Симфония камней. Гарни.

Первым был даже не монастырь, а языческий храм. Его называют Гарни, из-за одноименной деревни, расположенной рядом.

Небольшая ремарка по просьбе Автора. В этот день она хлопотала «по хозяйству» в лагере и не ходила с нами…
К храму Гарни можно попасть разными путями. Нас проводил Василь-джан, работающий в заповеднике и опекающий нашу группу по велению сердца и гостеприимства. Тонкой тропой мы спустились к пешеходному мосту через Малый Азат.

И вышли прямо в ущелье, состоящее из базальтовых колонн. Место это называется «Симфония камней». Скальные породы здесь сложены из пяти-шестиугольных призм. Получилось это чудо в каких-то особенных условиях застывания лавы. Армянское нагорье ведь образовалось вследствие вулканической активности.

Пройдя ущелье, мы поднялись к храму на высоком плато — к Гарни. Тут одно из самых туристических мест в Армении, у входа — небольшой восточный рыночек со сладостями и сувенирами. Сам храм был построен в первом веке, но разрушен при землетрясении и восстановлен полвека назад.

2 день.
Авуц Тар

Среди армян он больше известен как Аменапркич, что означает Всеспаситель.

«С этим именем связана красивая легенда. Во время очередного турецкого нашествия настоятелю монастыря удалось уговорить вражеских солдат помиловать всех тех, кто поместится в монастыре. Люди по одному проходили в монастырские ворота и благополучно выбирались через потайной ход, и таким образом монастырь спас тех, кто был обречен на смерть, благодаря чему и получил свое название Аменапркич (Всеспаситель)».

Когда мы туда пришли, то застали местную организацию скаутов. У них было посвящение, которое они решили совместить с воскресным походом к монастырю.

Потом мы разделились на три группы: кто идет в магазин, в лагерь или еще гуляет по горам…

Еще ремарка: мы с Алёной были среди тех, кто неугомонная Людка уговорила пойти в горы. Долину над монастырём заключает хребет. На каждой горе стоит флаг. На ближайшую гору мы и отправились.

А потом покорили еще и соседнюю гору.

3 день.
Гегард

Следующим был монастырь Гегард. Это переводиться как Копье. Такое название монастырь получил из-за того, что в нем хранился наконечник копья, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте. Он был привезен в Армению апостолом Фаддеем. Сейчас копье выставлено в музее монастыря Эчмиадзин.

Путь туда у нас не задался. Мы вышли на какую-то козью тропку, ведущую по горам, дальше немного прошли по садам (в которых, кстати, очень вкусные яблоки) и, наконец, вышли на асфальт.

Ремарка руководителя: «козья тропка» была нанесённой на карты туристической тропой, которой водят экскурсии из заповедника. Несмотря на скромный километраж километров в восемь, идти по ней части группы было нелегко и приходилось поджидать отставших. Так что трёхчасовая прогулка растянулась часов на пять.

У входа в монастырский комплекс нас, уставших и голодных, встретили бабушки-продавщицы с разными вкусностями на прилавках. Мы купили две огромные гаты и с удовольствием съели их с чаем.

Наверное, самое интересное в Гегарде – это то, что он почти полностью вырублен в скалах. Рядом даже были почти полностью сохранившиеся кельи монахов. Еще там есть жертвенник.

Также мы пришли во время проведения свадьбы, и смогли немного послушать песнопения надлежащие в этом случае.
Обратно возвращались по асфальту.

Ремарка. Кто очень устал, вернулся на машине, которую прислал нам Василь-джан. Вторая половина группы решила прогуляться. Пройдя метров 400 по дороге, мы увидели ресторанчик и зашли подкрепиться горячей бараниной, долмой и чаем. Стена обеденного зала, выходящая в ущелье, была стеклянной — можно было потягивать свой напиток и разглядывать пещерный город в скальной стене напротив.

4 день.
На четвертый день погода решила испытать нас и послала снег. Поэтому мы проснулись и увидели чудесную картину.
Пришлось быстро эвакуироваться в дирекцию заповедника, в котором мы жили. Во всем поселке вырубило свет и воду, а нам пришлось провести весь день в доме.

Ремарка. Теперь дети знают, что такое «пурговать». И оценили всю прелесть игры в преферанс. Огромное спасибо Ольге, занимающей детей играми.

5 день.
Норатус

Утром выглянуло солнце.

Норатус — это кладбище с самым большим скоплением хачкаров (крест-камень). Они очень старые, некоторым более 2000 лет. Вот один из самых старых:

Хачкары считаются одной из важных частей армянской культуры. Что удивительно, за столько лет не изготовили ни одного похожего хачкара.

6 день.
Дилижан

Ремарка. Снег таять не спешил… Вместо одной ночи в гостинице, мы провели в Дилижане пару дней, ожидая пока растает снег на солнце и поляны подсохнут. Гуляли, вкусно ужинали, лазили по окрестностям.

Музей в Дилижане
В одном здании находятся два музея: этнографический и художественный. Выставка картин очень разнообразна и удивительна. Так, там можно встретить работы не только армянских мастеров, но и заграничных.

Также там есть комната, где студенты выставляют на продажу самодельные ковры.

Историческая улица
В центре города есть короткая улочка, сохранённая с позапрошлого века. Там есть несколько мастерских, сувенирная лавка и пекарня. К сожалению, пекарня оказалась закрыта, зато мастерские работали, и именно там основались младшие мальчики.

Памятник Мимино

7 день.
Агарцин

Построен в X-XIII веках. В монастырях, где мы были, об Агарцине говорили, как о центре образования, там работала семинария. И правда, агарцинским монахам удалось организовать религиозную школу-интернат рядом с основным комплексом. Также в Агарцине собираются католикосы (высшие духовные лица).

Архитектура в Агарцине удивительная. Интересно то, что рядом с площадкой, на которой, видимо, проводятся службы, есть маленькие закутки. Мы решили, что они нужны для молитв.

Также, рядом с монастырем стояло дерево с волшебным дуплом. Оно осталось после того, как в это дерево ударила молния. Теперь от дерева осталось около 3 м ствола. Дупло сохранилось.

Если пролезть сквозь него, то можно загадать желание, и оно исполнится. По-моему пролезла половина нашей группы.

Переезд на новое место
Переехали мы на речку под какой-то деревней. Рядом гуляли коровы. Именно тогда появилась фраза «Бычий цепень одобряет».

Ремарка: это были большие солнечные поляны у реки, по дороге к Гошу.

8 день.
Гошаванк

В Гошаванке жил и творил Мхитар Гош — выдающийся ученый средневековой Армении, автор первого судебника, многочисленных притч и басен. Он спроектировал современный Гошаванк и руководил делами монастыря. Это один из культурных и религиозных центров средневековой Армении. В XII веке Гош организовал здесь университет и семинарию.

Ремарка: когда Москва впервые упоминалась в летописях, в Гошеванке уже работал университет и изучалась философия…

9 день.
Севанованк

Мы ехали в Ереван. Поход закончился, но по дороге мы погуляли у Севанованка.

Исторический музей
В музей мы чуть не опоздали, хорошо туда заранее пошла Людка, которая успела купить нам билеты. Экскурсовода мы упустили, но все равно было очень интересно.

Прогулка по Еревану
После музея мы условились встретиться в ресторане и, разделившись на группы, пошли гулять. Кто пошёл на Каскад. Кто — на Вернисаж.

10 день.

Мы опять договорились о встрече в определенное время в хостеле, и гуляли полдня.

Фотоальбом нашего похода по Армении.