Эльбрус

Донгузорун. От кафе Ай
– А почему бы нам не подняться на Эльбрус? – Выдвинула предложение наш извечный адмирал Светлана Игоревна, когда речь зашла о будущей пешке.
– Да, да это отличная идея, – раздалось повсюду.
– Отличная идея, мы за,– вторила куча народу.

День 1
И вот 23 августа ближе к обеду мы втроем (собственно любимая и незаменимая Света, “так подниматься не спортивно” Вова Сургучев и я, Агисенов Юра) в аэропорту Нальчика, размером с наш привычный супермаркет, ждем прибытия багажа. Ожидание скоротали попытками подключить мобильный интернет дабы сориентироваться по ценам таксистов, так и не добившись особых результатов, забираем багаж и выходим, решив положиться на случай. Отловивший нас у входа местный водитель назвал цену с который, помявшись пяток минут для проформы, мы согласились. К слову, в последствии оказалась что вполне приемлемая цена, в допуске, так сказать. Так, заскочив по пути в магазинчик дабы утолить жажду местными напитками, мы начали наш путь на вершину. Путь до Чегетской поляны занял время примерно равное времени перелета от Москвы до Нальчика, однако в окне мелькали прекрасные пейзажи поэтому субъективно пролетел быстрее.
Долина Баксана

И вот долгожданная поляна у подножия Чегета, окруженная лавками и лавочками, заполненными различными сувенирами. Сориентировавшись, отправились к нашему первому жилищу, кемпингу хоть и не отличающимся особым комфортом, но все же дающим защиту от дождя и ветра и даже с кабинкой душа в котором наличествует теплая вода. К слову о погоде, горы, как и все приличные дамы не сразу открылись нам позволив любоваться собой, а первые несколько дней игриво прятались за низкими, дождливыми облаками. Разместившись, как и все приличные туристы мы сделали две вещи: забежали не особо высоко на Чегет дабы сходу начать привыкать к высоте, спустившись, как и все нормальные герои не по тропинке, а напрямки, зато смогли поесть ягодки. Вторым нашем шагом конечно же был кабак, по рекомендации нашей Светы, которая оказывается зимой провела по всем правилам предварительную рекогносцировку окружных кабаков, кафе и ресторанов. Так, в приятной компании и за вкуснющими местными блюдами, мы и завершили ознакомительный выход, вернулись в домик и улеглись спать.

День 2
Утро, пасмурно, но пока без дождя. Отправляемся покорять Чегет в качестве первой ступеньки акклиматизации, не будь мы жопотными туристами. Спустя первые полчаса подъема конечно же зарядил дождь, но нас такому не остановить. Так, вертя головой и проникаясь духом гор, дошли до канатки и каких-то кафешек, в которых как разъяснили мне, невежде, сам Визбор писал “Завтрак с видом на Эльбрус”. Дождь усилился, и мы за перекусом хычинами решаем, отправится ли дальше или подождать чуда. Решаем накапливать карму, удачу и прочие важные вещи ко дню восхождения на вершину и потому смело отправляемся в путь.
Кафе "Аы" закрыто...

Со временем дождь переходит в снег, судя по показаниям до точки назначения еще метров 600, у нас две палки для норвежской ходьбы на троих, под вроде бы непромокаемыми куртками мокрые даже трусы, а посему мудрые мы решаем повернуть назад, к чему рисковать. Спуск прошел вполне спокойно, возвращаемся в наше обиталище и переодеваемся в теплое и главное сухое.

Донгузорун в снегу

По данным все того же ресторанного разведчика в ресторане с добродушным названием “Friends” подают шикарное первое, а чего еще надо после дня под дождем. Добравшись и сделав заказ, окунаемся в привычную атмосферу — ведь милым леди из кафе нужно помочь развести огонь в камине, а нам, туристам, только дай такую возможность. Так, закрепив отношения с местными, заодно и интересуемся по поводу гида, на что получаем ответ: приходите вечером, будет вам гид. Так, пока суть да дело, горы решили, что первый этап знакомства мы прошли и приоткрывают нам свои прекрасные, озаренные солнцем лики.

Раз такое дело, надо пользоваться, и повторяем свой подъем, но теперь уже не спортивно, на подъемнике. Даааа, красотища то какая, впервые вижу вершины Эльбруса, на которые собственно и открывается прекрасный вид с Чегета. Милые дамы считают, что мы достаточно полюбовались для первого раза и снова запахиваются тучами. Что ж оно того стоило! Собственно, подходит вечер и отправляемся на встречу с нашим гидом.

Гидом оказывается хрупкая, очаровательная и вечно улыбающаяся девушка Оля. Однако судя по рассказам тех, кто нам ее порекомендовал, способная вполне на собственных плечах поднять или спустить кого угодно. Узнаем, что освободиться она только через день и потому соглашаемся с предложенным нам вариант самостоятельного подъема до ледовой базы в день пока ее не будет. Утрясаем мелочи и будущий план действий на несколько дней, отправляемся на боковую.

День 3
Накидываем собранные с вечера рюкзаки и вперед, совершать свои первые шаги по Эльбрусу. Погода снова не сильно нас балует, но хоть без дождя. Спустя какое-то время слышим шум первой опознаваемой точки из маршрута, который нам описала Оля. Но так как облака сидят низко, да и вообще хмарь, то и находим этот ориентир “по приборам”.

Водопад Девичьи Косы – красивейшее место, созданное для фотосетов с этими самыми девицами. К тому же там очень вкусная вода. Отправляемся далее. По словам гида рядом должна быть тропка, которая нам позволит сократить путь, однако нашлась эта самая тропка только спустя время и не совсем там, где было сказано и все же. Сойдя с протоптанного серпантина на почти нехоженые просторы, осознал, что виды, особенно учитывая сильно опустившийся туман, сильно напомнили мне пейзажи Шотландии: короткая жесткая трава, заросшие мхом камни и перепады рельефа.

Вываливаемся с тайных троп где-то чуть выше пикета и, уточнив у возвращавшихся назад местных товарищей с лошадками, а на верном ли мы пути, продолжаем подъем. Мелкая морось сменяется крупными хлопьями снега, классика, помните мы же копим удачу. Добираемся до домика, у которого следы лошадей заканчиваются. Соответственно прикидываем что лошади, хоть и со всадниками, животные умные, и если они дальше не пошли, то и нам не надо. Устраиваемся в домике, готовим покушать, сверяемся с высотомером (3750м) – отдыхаем.

Засобиравшись обратно, окидываем взглядом красоту что прошли, благо на пару минут вышло солнышко, и снова в путь, чего рассиживаться. Спустившись в Терскол берем по мороженке, дабы отпраздновать, и неспешно возвращаемся в домики. По пути не удержавшись заказали баню в “фешенебельном” отеле, конечно же прежде опробованную разведчиком Светланой Игоревной в зимнюю заброску, а также совмещаем приятное с полезным – потчуем в нашем ставшем уже практически родным Дружном кафе и отчитываемся гиду да и уже практически подруге Оле о проделанной работе, договариваемся что завтра снова самостоятельно переедем в гостиницу возле станции Кругозор. Далее приятные каждому туристу банька и сон в тепле.

День 4
Переезд с его закупочно, снарягаарендными прошел хоть и спешно, но подконтрольно. Так что к часу мы уже закидывали вещи в гостинице, осваивали свежевзятые пластиковые ботинки. Собственно, освоение заключалось в том, что мы изящно и вовсе без стариковских покряхтываний, честно-честно, сбегали до бочек. Хотя, наверное, все же «Бочек». По пути элегантно уворачиваясь от проезжающих мимо самосвалов. И снова были мы как ежики потому как в тумане, и снова без каких-либо жалоб, копись Удача, копись!
Ну что ж сбегали и хорошо. Новая высота в копилочку. А мы в гостиничку. Если точнее, то в столовую, где нас покормили чуть ли не тремя сменами блюд, каждое из которых было хоть и простое, но таааакое вкусное.
Отдельно бы хотелось упомянуть горячий душ на высоте 3000м. Приятно быть современным альпинистом.
И снова без долгих посиделок спать, находились, однако.

День 5
А с утра приехала мама Оля и забрала нас. Переехали мы на бочки, в этот бездушный редфоксовский бокс. Ничего плохого просто без душа, вот. И снова высотные повара показали класс и снова покушали мы прекрасно. Сбегали набрать водички для кухни и отправились продолжать набор высоты. Отвела нас Оля до Приюта 11 (4050м).

Стоит заметить, что ходить с ней одно удовольствие: если раньше наш ритм был довольно рваной, шли хоть и цепочкой на виду друг у друга, но все же кто во что по дрова, наш милейший гид же выстроил нас в походный ордер и задавала темп. И если раньше мой стариковский организм хоть и справлялся с нагрузкой, но иногда выдавал сигналы: мол чего так нагружаешься? То теперь переходы стали сплошной прогулкой. К тому же скромницы горы признали нас и баловали ясной, хоть и с облаками вдали, погодой.

Забравшись чуть выше Приюта посидели, попили чайку и отправились назад. Ужин снова выше всяких похвал, к тому же компанию нам составлял народ со всех уголков мира с которыми приятно было поболтать и лишний раз попрактиковать английский.
Силы еще остались потому перед сном полюбовались звездным небом и душевно поболтали.

День 6
Все тот же маршрут. Однако теперь Приютом мы не ограничились и добрались до отметки практически в 5000м. Дабы посмотреть кто как с высотой. Хотя вроде бы все участники нашего маленького триумвирата, кроме меня, имели опыт восхождения. Вова так вообще второй раз поднимался. К слову заметил, что где-то в глубине немного начала болеть голова. Но с мыслями, что болеть то у меня вроде нечему, отвлекся, и боль быстро прошла.

Понаслаждались видами и конечно же перекусом, засобирались назад. Однако отложили спуск в связи с тем, что к нам подошел мужчина со словами, что там в начале Косой Полки кому-то плохо. Пришлось вызвать кавалерию на ратраке и добросовестно дождаться его. Убедившись, что все окей, выдвинулись в обратный путь. По пути разбирались в ситуации с мужчиной, словившим горняшку, делились шоколадкой с уставшими, спускающимися с вершины, вообщем вели себя как настоящие пионеры.

День 7
И снова переезд. К счастью, не особо далеко. Да и помогли друзья гида, любезно подбросив нас на ратраке до Приюта 11. Осваиваемся в домиках, подгоняем снарягу. Оля проводит финальные испытания наших умений встегиваться в перила и зарубаться ледорубом. Ведь на ранее утро или скорее уж позднюю ночь у нас планируется выход и покорение вершины, ура!

Оставшаяся часть дня отводится на отдых и ранний отбой. Все ходят вроде и в компании и даже весело болтают, сидя в кухне. Но видно, что люди в себе, проводят внутреннюю подготовку и настраиваются.

День 8. Долгожданный
2 часа ночи. Луна словно фонарь, ведь по сложившейся традиции выходим мы в полнолуние. Говорят, что именно в это время погода наиболее благоприятна, забегая вперед так и оказалось. Кошки надеты, рюкзаки подогнаны – выступаем.

Потихоньку поднимаемся, экономя энергию, редко останавливаемся на минуту-две. Всегда думал, что в горах красивее всего днем, когда снег искрится солнечными лучами, небо такое голубое-голубое. Затем думал, что ночью, когда небосвод устилают мириады звезд размером с рублевую монету. Но я и подумать не мог какой же прекрасный на Эльбрусе восход! Застал он нас чуть выше Скал Пастухова (4800м).
Солнце алым диском справа, а слева гора отбрасывает совершенно сумасшедшую, негеометрическую, какую-то изломанную тень как будто бы на сам воздух, создавая волшебную иллюзию. Вот уж действительно прекрасное начало прекрасного дня.

Переход от Скал Пастухова до Косой Полки (5050м) считается самым крутым отрезком маршрута. И действительно: тропа резко забирает вверх, заставляя перемещаться траверсами. Но вот и Полка, выдох, небольшой отдых и в путь. Полка представляет собой эдакий мост, набор высоты, затем прямой участок и затем спуск в седловину.

Добираемся до этой самой седловины (5416м) и сбрасываем рюкзаки, выше они с нами не пойдут. Остается только финишный отрезок на Западную вершину. И снова перекус. Ожидаем немного подотставшую часть команды, закутываемся в пуховки, потому как сидеть на попе холодновато. Разделяем наш и так не большой коллектив на две части, мы с Вовой и Олей вперед, а Светлана Игоревна со свежеприсоединившимся гидом Анзором следом, начальству положен персональный проводник.

Встегиваемся в перила и вперед. Эта финальная часть оказалась изматывающей, гораздо больше чем я ожидал если честно. Но силы воли (читай дурости) нам не занимать, а потому выхожу из прострации от слов “это была крайняя встежка, вон вершина”. Осознаю себя на своеобразном снежном плато, размером, наверное, с футбольное поле и вижу тропинку, ведущую к той самой, заветной Западной.

И вот именно в этот момент меня каааак накроет! Знаете, простите что хвастаюсь, но у меня довольно радостная и хорошая жизнь, со своими прекрасными моментами. Но ТАКОЕ ощущение Счастья я, пожалуй, раньше испытывал раз или два за свою жизнь, а мне на минуточку 22 года! Кажется, я расплакался и рассмеялся одновременно. Правда, я был в горнолыжной маске, а потому мои спутники что-то как-то подозрительно до сих пор не верят, что я всплакнул. Почему это произошло не на самой вершине, а чуть не доходя до нее, я затрудняюсь ответить.

Дальше это оставшееся расстояние я буквально пролетел, окрыленный эйфорией. И вот она, вершина! 5642м над уровнем моря. Небо уже не голубого, а темно синего, пожалуй, космического цвета. Бесконечная радость внутри, наружу рвется смех и улыбки. И знаете, еще какое-то ощущение, которому я затрудняюсь подобрать определение. Воспоминание, о котором даже в данный момент, написания отчета спустя месяцы заставляет по-идиотски лыбится.
Дальше был конечно же спуск в приют, поздравление друг друга и долгий-долгий сон.

Последующие несколько дней
Дальше мы спустились обратно в долину. Конечно же много кушали вкусных блюд: Оля сказала, что после восхождения непременно надо поесть жаобаур (печень, запеченная в курдючном сале), который как по мне так на любителя. Парились в бане. Закупались сувенирами и прочее. И вот, чуть ли не в слезах распрощавшись с нашей Оленькой и народом Дружной кафешке, которая стала нам действительно домашней, мы отправились в аэропорт в Минводы.
Перелет, привет родное, Домодедово, пока, красавец Эльбрус.
Хотя знаете, наверное, все же до свидания.

Автор: Юрий Агисенов.

Наш руководитель Ольга Ржавская на вершине

P.S. Почему-то мне кажется, что Юра всё-таки прочитал «Завтрак с видом на Эльбрус» ;)

1 комментарий к “Эльбрус”