Отчет о походе на Кереть. Август-2013

Поход с детьми. Кереть

Как случилось, что в наши походы собираются хорошие люди? Я не знаю. Но случайного в этом ничего нет. Стремления подарить детям радость, открыть им мир, почувствовать на губах вкус жизни совпадают у людей похожих.
Это невероятно, но наш поход этот был идеальным. Мы шли строго в режиме, заложенном изначально. И ни шторма, ни циклоны не внесли в наше движение свои коррективы. Группа была идеальная. Погода идеальная. Рыбалка. Баня. Купание. Ягоды. Море… Даже на море не было мошки. Это невозможно, но факт. Белое море открылось нам во всей красе, не омрачив впечатление тучей гнуса. И купались мы в море. И белуху видели, красивые стоянки, пресные озера, ловили треску и моллюсков…Вот только с грибами нам не повезло. Но и их мы поели. Обалденно вкусные грибы Маши Тепловой. Никто так их не любит и так вкусно не готовит, как Маша.

Нами был спланирован длинный маршрут с выходом из Чупинской губы в Белое море. Поэтому мы упростили маршрут по реке, пройдя все озера и плёсы на моторе. За прохождение реки и моря сожгли 16 л бензина.
Маршрут был тщательно проработан и удался на все 100.
По Керети мы отправились не в выходные, чтобы не путешествовать в толпе туристов.

Белое море

День первый. Поезд и заброска
Группа собралась большая и веселая. Дорога в поезде прошла за знакомством, поеданием свежей копченой рыбы и формированием команд для пяти катамаранов.
В Лоухах нас встретил руководитель нашей заброски на место стапеля. В машинах уже ждала закупленная для нас свежая провизия — овощи и хлеб. И вечером мы уже купались в озере Нюкки. В этом году потрясающе теплая вода.
Стапель

День второй. Стапель и начало
Со сборкой справились мы на удивление споро, перемежая работу купанием. После обеда вышли и через пару часов были в озере Нижняя Ламба. Остановились на бараньих лбах, где и продолжили купание. Вечером успели совершить экскурс в ботанику Приполярья на верховое болото. Нашли много интересного: морошку, голубику, карликовую березку и многое другое.
Верховое болото

Грибов не было. Вечером собрались у костра. В нашей группе оказалось три хороших гитариста.

День третий. Первые пороги и рыба
Целью этого дня был остров на озере Керчуг. Наша группа хоть и большая, но очень легкая на подъем. Удалось выйти в 11 утра, устроив купалку перед выходом. Поразмявшись на спокойной воде, прошли пару порогов. Перед Долгим озером искупались на бараньих лбах и встали под мотор. Через час уже вышли в Керчуг и увидели свой заветный остров. Стоянка была свободна и у нас было впереди еще полдня.

Карелия с детьми

Главный добытчик свежей рыбы, Полит, выловил несколько щук, покалечив при этом свой любимый спиннинг. Но отсутствие спиннинга не помешало ему и дальше добывать крупную рыбу.
Гена и Юра показали мастер-класс по копчению рыбы безо всяких коптильных устройств — прямо в ольховых ветках на углях. Очень вкусно.

Котильня

Маша Теплова сделала потрясающие маринованные грибы. У нашей команды вообще были чудесные способности вкусно и быстро готовить.

День четвертый. Идем до Мураша
Мураш — это порог. Первый «серьезный» на нашем пути. Весь день дети донимали нас вопросами: «А можно я пойду порог? А я грести буду? Я не пойду по берегу!!!»
Собственно, целью дня был не сам порог, а хорошая стоянка под дневку и баню.
От озера Керчуг до порогов перед Мурашом длинные плесовые участки. Мы прошли их на моторе и ничуть не пожалели. Через несколько часов пути мы встали на хорошей стоянке над порогом Белый Клык.
Рассвет
Вечером обустраивали лагерь, предвкушая завтрашний день.

День пятый. Творческий. День Рождения Гены

День начался поздно, но активно. Мы сходили на порог Мураш. Низкая вода уронила категорию порога с третьей до второй. Решили идти сходу с места ночевки своими экипажами, с детьми. Дети были счастливы.

Катамаран Полита усовершенствовали на славу. Стоял кат на берегу надутый и гордый.
Народ как-то не успел еще соскучиться по кулинарным изыскам, поэтому занимался не приготовлением разносолов, а баней и поздравлением именинника. Лёня, как ответственный за баню, с мужиками складывал и топил каменку. Девчонки и дети собирали ветки для веников.
Инициативная группа, под руководством Маши Тепловой, человеком творческим, спутницей Гены, была целый день в творческих муках написания песни-поздравления. Слова песни приводить не буду, потому что плохо их выучила. Но получилось мило и с большой любовью.
Юра и Татьяна творили торт.

Торт Гены
Все творения удались. Засиделись, как водится, до ночи.

День шестой. Длинный
Целью дня было озеро Кривое. Километраж большой, так что вышли рано. Отчаливали с ночевки с интервалом в пять минут. На случай посадки на камни в пороге. Все прошли хорошо.

Небольшое отступление о наших экипажах
После дневки в командах произошли небольшие перестановки. Например, на нашем моторном катамаране «Нафигаторе» (спасибо Мише Вараксину за приклеившееся название) собралась молодежь от 13 до 16 лет. Так получилось. Молодёжь, Саня, Ирина и Карина, дня через два, пересилив природную скромность, даже начала общаться. Успешно способствовал общению наш рулевой Лёша.

Катамаран «Альбатрос стремительный» взял под командование Юра Белуха. Он перехватил эстафету у «макрамэшников», еще в поезде начав учить свою команду, Юлю и Андрея, вязать разнообразные узелки. Не помню, учил ли он свою Татьяну что-то вязать, но Татьяна больше приготовлением вкусных супов предпочитала заниматься. Нам на радость.

А катамаран «Макраме» взял на себя Гена Хорошилов. Они узелков не вязали. Команда тут собралась девичья. Благородный Геныч ежедневно своих девочек, Машу, Катю и Ярославну, грузил на борт собственноручно. А девочки наливали по утрам кофе в термос и чувствовали себя как у Христа за пазухой.

Юра с Геной составили отличный тандем по управлению моторного супер-марана, составленного из пяти судов.

Лёне достался к управлению вертлявый «красный» катамаран «Веселый воблер». Экипаж из Лысковых Димы, Ани и Полины был действительно веселым. А Лёне выдавалась возможность ловить рыбу на ходу.

Политу «повезло» больше всех. Как самому опытному, ему достался самый древний катамаран под названием «Лёшкин». Поэтому пол похода его пришлось апгрейдить. Но опытный Полит с этим справился достойно — если остальные катамараны с каждым днем становились все подержаннее, то этот просто расцвел. Капитан сурово натренировал свою команду, Наташу, Алёнку и Булата, слушаться руля и собираться по утрам первыми.

Дальше нас ждало озеро Новое, самое длинное на маршруте. При встречном ветре пройти его очень проблематично. Но нам повезло. Проскочили озеро под мотором за час. И встали на перекус на последнем мысе. Стоянка там обжитая, с пляжем. Но на нее часто приходит лесник и вымогает деньги. Так что жить на ней мы и не планировали.
Прошли дальше по реке на моторе до Сухого порога. Как ни странно, порог этот не совсем обмелел. И прошли мы его без особых приключений. Еще часа полтора на моторе, вылавливая по дороге окуней, и мы были у Кривого порога.

Порог красивый. Одна из больших стоянок на озере Кривом была не занята. На остальных стоянках по-соседству жили местные рыбаки, веселые и не особенно трезвые. Этот факт нас смутил, но время клонилось к вечеру и мы обосновались на ночевку.
— Щучье озеро,- задумчиво сказал Полит.
Через полчаса он подкрепил слова делом — принес большую щуку.
Мы ему тут же поверили и после обеда все занялись рыбалкой. Дети с берега как заведенные вылавливали на одну удочку мелких окуней и плотву. Взрослые пошли за щуками на катамаране. На зеркале озера многообещающе играла рыба…
Мы ловили часа два. Сначала на спиннинг щук. Щук всех выловил Тимур. Рыбаки заскучали и наживили червяков. Еще полтора часа ловли на удочки принесли немного мелких окуней. Рыбалка не удалась.
А вот Полит, отправившись умываться перед сном, вспомнил про закинутую час назад удочку. Пошел вынимать — а там громадная щука. С тех пор все убедились, что без рыбы мы не останемся потому как щук Тимур ловит даже зубной щеткой.

День седьмой. Варацкий

Целью дня было озеро Варацкое. Пороги, плесы и вот мы перед порогом Варацкий. Порог довольно сложный и длинный. Мы долго ходили туда-сюда, просматривая и фотографируя наши экипажи в пороге. Через пару часов собрались за порогом.

Порог Варацкий

Сорок минут на моторе — и перед нами Варацкое озеро. Встали на острове Буяне.

Остров Буян

В этот вечер к нам пришел какой-то кишечный вирус, цепляя одного-двух человек ежедневно. Не на долго — кого на ночь, кого на полдня. Наверное, чтобы оттенить лучше все яркие положительные эмоции. С этого дня из аптеки в кухню переехал «Энтеросгель». Так, на всякий случай, чтобы не искать долго.
Этот остров-Буян имеет очень красивую скалистую вершину. На нее мы и отправились перед ужином. Виды во круг открываются потрясающие. Стоило на нем остановится ради этой прогулки.

День восьмой. Порожистый
Этот день был самым красивым и спортивным. На этом участке река очень порожиста. Целью дня был автомобильный мост, дорога через него соединяет поселок Плотина с поселком Чкаловский на Белом море. Не сказать, что стоянка там очень красива, но половине группы приспичило бежать в магазин. У кого была ломка от недостатка кока-колы, у кого сигареты кончились.
Пройдя озеро Варацкое против ветра и небольшой симпатичный порог, вскоре мы были уже перед порогом Краснобыстрым. Самым мощным на реке Кереть. Малая вода его упростила, но не сильно испортила. Решили его идти своими экипажами, не ссаживая на берег пассажиров. Этот порог самый удобный на реке для фотосъемки. Ключевое место прямо рядом со смотровой скальной площадкой. Так что проходили порог мы по очереди, не очень-то торопясь.

Дальше река разливается в плесы, перемежающиеся порожистыми красивыми протоками. Дети на веслах работать в этот день устали. К вечеру мы догнали все группы, ушедшие на реку перед нами в выходные дни. Все стоянки были заняты. Кроме нашей поляны у моста. Видно, судьба настойчиво предлагала сбегать в поселковый магазин.
Сама поляна не антуражна. Зато ровная и мягкая для сна. И очень красивый для прогулок лес. От поляны уходит хорошая сухая тропа, через морену, к грунтовой пустой дороге.
Тут Полит добыл нам не только рыбу, но еще и грибов. Так что Маша сотворила опять чудесные маринованные грибочки.
Вечером определили гонцов и написали им список ожидаемых покупок. Кажется, он занял два листа.

День девятый. Вот оно, море

Рано утром пятеро смелых побежали в магазин. Открыли его, сходив за продавщицей и умилились широкому выбору водочных изделий, скудному выбору сигарет и полному отсутствию хлеба и кока-колы. Вот так на Севере наши люди и живут — кушать здесь вдоволь можно только водку, вследствие чего популяция приобрела специфические фенотипические черты.

Ну а мы в это время заменяли дежурных, ушедших в магазин. Купались и лениво собирались, радуясь теплому солнышку.
Ребята принести холодного пива вместо горячего хлеба. А что? Пиво — жидкий хлеб. В этот день мы перешли на сухари. Искупались и пошли к морю.
Цель дня была ясна, но трудновыполнима. Мы хотели найти хорошую стоянку с водой, выйдя из Чупинской губы в море.
Пройдя небольшие пороги и преодолев на моторе длинный плес, мы прибыли к базе рыбнадзора. Река в этом месте перегорожена их сетями полностью для учета красной рыбы, идущей на нерест. В этом месте предусмотрен обнос по берегу судов и вещей. Но мы сделали лучше.

Всей флотилией мы причалили к базе, будучи облаянными собаками. К нам вышла сурового вида женщина. И Лёня очень трепетно попросил пропустить нас сквозь сети, войдя в наше сложное положение — много вещей и много маленьких детей. Его слова подкрепили все юные феи, смотревшие грустно и просительно прямо в глаза хранительницы базы. И что бы вы думали? Женщина растаяла. Попросила высадить на берег детей и поплыла в лодке открывать нам проход. Раньше на базе проход иногда открывали. Но очень нехотя и за деньги. Мы их даже приготовили, но денег с нас не взяли. А пока мы причаливали за детьми к берегу, нашим глазам предстало потрясающее зрелище — идущая на нерест красная рыба.

Сразу за сетями начинается большой Морской порог. Между порогом и сетями стояла рыба, вернее, она выпрыгивала из воды, пытаясь найти проход вверх. Никогда раньше этого не видела.

Ну а мы ушли по порогу в море. Порог красивый, длинный и с большим падением высоты. Здесь мы набрали пресную воду во все емкости, включая гермоупаковки, и вышли на моторе в море.

Белое море. Отлив

Ветер был несильный. И, обойдя остров Кереть с запада, мы повернули в море. И начали искать стоянку. Запас пресной воды у нас был, так что нас интересовала лишь красота да удобство. Остановившись у перспективного места, Лёша побежал его исследовать. А на меня снизошло озарение: нам нужен вовсе не остров!
Пока мы шли под мотором, я развлекала себя и окружающих чтением тех отчетов и рассказов про Чупинскую губу, которые удалось найти дома и распечатать. Глядя в карту, пазл из отрывочный сведений вдруг сложился и я узнала мыс, который сулил нам стоянку, воду и красоту.
Мы сменили курс и пошли за мыс Картеш. Уже вечерело, и мы причалили в первом же месте по карте рекомендованных туристических стоянок. Место показалось маленьким для нас, но пора было ночевать и мы поставили лагерь. Место под костер было у моря. Почти сразу за костром вставал крутой скальный берег, покрытый разноцветными мхами. Сверху открывался сумасшедший вид.

Мыс Картеш

Решив что утро вечера мудренее и вытащив на берег наши суда перед приливом, мы разбрелись спать. Устало удивившись только, что на Белом море совсем нет мошки.

День десятый. Море
Забота поиска хорошей стоянки для завтрашнего Дня Рождения Оли Полетаевой подняла меня на ноги рано. Была идея пойти моторному катамарану на разведку, дав группе отдых. Просыпающийся народ выразил желание сделать днёвку здесь. Хоть места маленькое, но красивое. Но тогда не очень получался завтрашний детский праздник. Решили с Лёшей обойти пешком бухту и осмотреться перед завтраком. На соседнем мысу нашли широкую тропу. Она привела в красивую соседнюю бухту. Там стоял стационарный лагерь московских биологов. И, о чудо, они как раз снимали лагерь и ждали катер с большой земли. Лагерь был прекрасно оборудован, со столами, навесами и дровами. Место было прекрасным. Пресная вода была рядом.
Морская звезда

Через два часа мы причалили всей компанией к освободившемуся месту. У нас было два дня на все наши планы. А планов было громадье: рыбалка, баня, детский праздник и поход к большому пресному озеру и заброшенным гранатовым шахтам.
Поход, баню и детский праздник оставили на завтра. А сегодня — рыбалка, борщ, сбор мидий и отдых. Бруснику биологи почему-то не собирали. Так что девочки наши оторвались.
Ловец мидий

Под вечер пришел шторм. В мрачных предчувствиях отошли мы ко сну.

День одиннадцатый. День Рождения Оли
Под утро шторм стих и выглянуло солнце.
Мы так много всего хотели, что день получился очень насыщенным. Поздравили Олю, поводили хоровод и отправились кто куда — два катамарана на рыбалку за треской. Остальные к пресному озеру искать полудрагоценные гранаты.
Шахты и карьер гранатовый мы нашли.

Озеро в Карьере на мысе Картеш

Сувенирный гранат добыл только Андрюша Полетаев. Остальным не хватало геологического молотка. Так что мы искупались и отправились назад. Пока набирали пресную воду у биостанции, к нам пришла замечательная лайка. Она снисходительно терпела детские ласки и даже проводила нас к морю.
Дети и лайка
Печка топилась, блины жарились, мидии собирались, морские червяки копались, лепился чудо-торт, а мама-Наташа играла с детьми.
А потом была баня, костер, вкусняки, посиделки и закат над Белым морем…
День Рождения

День двенадцатый. Идем на запад

Как ни понравился нам это место, но сегодня нам необходимо было дойти до острова Оленьего.
Ветер нам благоприятствовал. И днем мы были уже у пресного озера. Всю дорогу во круг ходили тучи и ливни. Но над нами было почти чистое небо. Набрав питьевой воды и наполнив карманы слюдой из заброшенного карьера, мы ушли на красивый соседний остров.
Ловля мидий

В этот вечер наши сборщики мидий совсем распоясались: 50 литров мидий. Думаю, я еще много лет просто не смогу их есть.
Вечер был тихий и красивый. Кто-то ушел на рыбалку, кто-то по грибы, кто-то гулял между сосен по красивому острову, выстланному ягелем, и любовался закатом.
Поздний вечер прошел в попытках съесть сваренных моллюсков.
Закат

День тринадцатый. Антистапель
Ранним утром Лёня с Политом ушли ловить треску. Рыбалка удалась на славу. Искупавшись в море, мы ушли под мотором на антистапель.
Домой
Солнечный день внушал уверенность, что до вечера мы успеем спокойно собраться.
Девчонки сотворили вкусный обед. В этот раз у нас было второе блюдо — жареная рыба. Хватило в этот раз всем не только попробовать, но и поесть.
Завтра рано утром — наш поезд. Так что решили поехать вечером в Чупу и ночевать на вокзале.
Вокзал Чупы маленький, во круг — тишь да глушь. Можно жить в зале ожидания, а можно и поставить палатку. Это — для не ленивых. Ленивые постелили спальники на рюкзаки. Рядом колобродили другие группы водников. Так что мамам пришлось присматривать за своими девушками.

День четырнадцатый. Поезд
На звонок будильника в полпятого утра не выспавшиеся тела отозвались протестом. Зарядивший ночью дождь прошел. Дежурная по вокзалу указала место нашего вагона.

Вот только поезд подали к соседней платформе. И узнали мы это с приездом поезда. Проводник наш спал. И дверь не открывал. Лёшка успел сбегать на вокзал и поднять на ноги дежурную. Лёня перебрался через поезд и будил проводника со стороны платформы. Общими усилиями: дежурной по вокзалу, по поезду и нашими, проводника разбудили. Он даже помогал вещи грузить.
День был сонным. Мы ели свежую копченую рыбу, спали и играли.
А вечером праздновали мой День Рождения.
Я очень благодарна всем за поздравления. Вы даже не представляете, как мне было приятно, что столько хороших людей собрались отпраздновать мой День Варенья.
Спасибо вам!

А утром мы вернулись в Москву.

Серова Светлана.

P.S. Наша Ярославна перед походом заметила, что для наглядности представления похода не хватает хороших фотографий и отчетов более развернутых. Если первый недостаток Ярославна решила исправить сама, то подробный рассказ я взяла на себя. Нельзя же женщин разочаровывать!
P.P.S. А вот наш фотоальбом. Тут фотографии Татьяны Зубаткиной, Гены с Машей и Тимура с Натальей.

2 комментария к “Отчет о походе на Кереть. Август-2013”

1. Молодец, Светка! Ничего не пропустила, должно быть путевой дневник вела?! ;)
    А есть тут возможность просматривать фото в режиме слайдов или хотя бы следующая — предыдущая? А то достаёт после каждой фотки возвращаться назад.